Фото: www.pravoslavie.ru
Один из главных церковных праздников, Преображение Господне, празднуется неделю. За это время у нас есть возможность прочесть несколько глав Священного Писания и попытаться понять, в чём же заключаются главные смыслы этого события. А помочь в этом нам предлагает известный православный пастырь и проповедник протоиерей Андрей Ткачёв.
Автор:
Андрей Ткачёв
Заканчиваются Преображенские праздники. А потому ещё раз вернемся мыслью к этому чудному событию на святой Фаворской горе. В одном из Посланий апостол Павел пишет о том, что Господь Бог даровал Сыну Своему Иисусу Христу Имя больше всякого имени:
Пред именем Иисуса преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедает, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
То есть нужно, чтобы Христу поклонились небесные, земные и преисподние, и все исповедовали, что един свят, един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь. Как мы поём на Литургии, это должна вся Вселенная пропеть. Вся Вселенная должна пропеть литургический текст, который мы привыкли петь на каждой службе. Так было на Фаворской горе: там были небесные, земные и преисподние.
Небесным был Илия, который пришёл на Фаворскую гору посмотреть на воплотившееся Слово Божие. От Земли были апостолы: Пётр и ним Иаков и Иоанн, два родных брата. А из преисподней пришёл Моисей, из мрачного Шеола, где духи праведников ждали Господа Иисуса Христа, Избавителя, Искупителя, Спасителя, Который расторг чрево адово и забрал их оттуда всех. И вот оттуда – как бы в командировку, в увольнение из ада – вышел Моисей.
Ещё при земной жизни Моисей спрашивал Господа: «Покажи мне лицо Твоё, чтобы я видел лицо Твоё разумно». И Господь говорил ему тогда: «Не может человек видать лицо Моё и остаться жив». И вот, наконец, исполнилось то, чего хотелось Моисею. Воплотился Божий Сын, и всякий, как Он сказал, видящий Меня, видит Отца. И тогда Моисей увидал то, что хотел видеть при жизни. И Илия увидал. И они все вместе, Моисей, Илия, Пётр, Иаков и Иоанн, составляют пятерицу небесных, и земных, и преисподних.
Вообще, Преображение Господне – это бездонный праздник. В Евангелии от Луки пишется интересная вещь: «Когда Он молился, вид лица Его изменился, одежда Его сделалась белою и блистающею». То есть Преображение совершилось, когда Он молился. То есть молящийся Иисус засиял полной славой. Об этой молитве Иисусовой пишет только евангелист Лука, Марк и Матфей это то ли не замечают, то ли не считают нужным говорить. А Лука, между прочим, также пишет и о том, что когда Господь в воду Иорданскую зашёл, то тоже молился. И когда Он молился, разверзлись Небеса, сошёл Дух в виде голубя, и Отец сказал те же слова, которые были произнесены на Фаворе: «Се есть Сын Мой возлюбленный».
И ещё одну интересную нюансировку замечает Лука. Он пишет, что Пётр и бывшие с ним отягчены были сном, то есть, когда Иисус молился, они спали. И это связывает для нас Преображение с событиями Гефсиманской ночи. То есть, с одной стороны, Преображение связывается с Крещением на Иордане, там были слышны те же слова с Небес, что и на Фаворе: «Се есть Сын Мой возлюбленный». Но они связывают нас и с моментом Гефсиманского моления. Потому что и там Христос молится, а ученики спят. Причём ученики были те же: Пётр, Иаков и Иоанн. То есть и когда была слава – они спали, и когда был страх – они спали.
Откуда это? Оттуда, что человек и при избытке благодати, и при изобилии скорбей и страхов, по-разному, но засыпает. Как бы телесная оболочка не выдерживает нагрузки, и душа, пресыщенная или скорбями, или радостью, заставляет тело уснуть. Иначе тело просто порвётся, как мешок, и вино прольётся, и мехи погибнут. Словом, каждый из евангелистов добавляет некоторые нюансы, которые делают картину стереоскопической и играющей на солнце, как золотое яблоко в хрустальном сосуде, говоря словами Соломона.
Итак, мы прощаемся с великим праздником Преображения, с чудным событием, которое говорит нам о том, кто такой Иисус. Свет от Света, Бог Истинный от Бога Истинного. Не схваченный насильно и не убитый против воли, но Сам Себя отдавший на Спасение мира, ибо «егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное». То есть добровольно Господь распялся. Ибо на Фаворе видно, что он Истинный Бог, от Истинного Бога. С праздником!