Редакция телеканала «Санкт-Петербург» предлагает обратиться к событиям 1720, 1738 и 1887 годов.
20 февраля 1720 года
В 1720 году Петр I издал указ о наказании тех, кто «порубил» березовую рощу, охраняемую особым постановлением, на Адмиралтейской стороне (на месте Гостиного двора, между Садовой и Казанской улицами).
Император был в ярости, узнав, что кто-то позарился на деревья в роще. Он приказал найти виновных, строго наказать, а каждого десятого — повесить. Вот как писал один из первых летописцев Санкт-Петербурга Андрей Богданов: «Тотчас повелел оных рубящих переловить, и во всех обывательских домах того лесу обыскивать, где по многим обыскам таких винных людей всякого чина не одно сто нашлося, которые по розыску за такой рубленной запрещенной лес осуждены были. Из оных, по жеребью, десятого человека повелено было вешать, а прочих жесточайшими наказаниями наказывать…»
Смягчила вину нарушителей императрица Екатерина, и смертную казнь заменили на наказание шпицрутенами и ссылкой на галерные работы.
20 февраля 1738 года
В 1738 году императрица Анна Иоанновна издала указ, в котором предписывалось: «…дабы пьяные по улицам не вздорили и песен не пели, а которые будут, то велеть таких ловить и приводить в Полицию". Таким образом, было узаконено задержание пьяниц на улицах столицы.
Кстати, боролись с пьянством в России и до этого указа. Еще Петр I (сам был любителем выпить) учредил семикилограммовую медаль «За пьянство». Существовал и полуторалитровый кубок «Большого орла», который заставляли выпивать придворных, замеченных в злоупотреблении спиртным.
20 февраля 1887 года
В 1887 году на Смоленском поле Васильевского острова был открыт первый в Санкт-Петербурге народный театр. Он назывался Народный Василеостровский театр для рабочих и был создан по инициативе и при попечительстве градоначальника Петра Грессера.
Именно он нашел средства у фабрикантов и заводчиков «для предохранения фабричного населения Васильевского острова от вредного влияния табака, от злоупотреблений спиртными напитками».
Возглавил театр, стал его антрепренером, режиссеров и главным актером уже забытый историей Денисенко. Вдохновил его на эту деятельность граф Лев Толстой, обратясь в журнале «Дневник русского актера» к Денисенко следующее: «…Отдайте все этому делу и, не раздумывая, не готовясь, прямо, перекрестясь, прыгайте в воду… Но дело само по себе огромного значения, и доброе, Божие дело, и непременно пойдет и будет иметь огромный успех…»
Театр просуществовал до 1920 года.