Редакция телеканала «Санкт-Петербург» предлагает обратиться к событиям 1825, 1873 и 1901 годов.
20 мая 1825 года
В 1825 году был освящен костел святого Станислава. Он располагался на углу Торговой и Малой Мастерской улиц (улицы Союза Печатников и Мастерская).
Название храм получил по имени Станислава Богуша-Сестренцевича (воспитателя детей князя Радзивила), который имел на этом месте дом и садовый участок. Богуш был известен как историк и филолог, который написал историю Крыма, занимался медициной и агрономией.
Костел был построен по проекту Академика архитектуры Императорской Академии художеств Давида Висконти. После революции церковь была одной из немногих, где велись католические службы, но в 1934 году было принято решение закрыть храм. Здание передали детскому саду, потом там размещались склад и цех.
Возвращен костел церкви был в августе 1996 года. Сегодня здесь ведутся службы на польском и русском языках.
20 мая 1873 года
В 1873 году на городской окраине Санкт-Петербурга, в Песках на Одесской улице, 1 (сейчас это далеко не окраина, а Суворовский проспект, 60) состоялась первая публичная демонстрация электрической лампы для уличного освещения, созданной электротехником Александром Лодыгиным.
Один из свидетелей «презентации» изобретения написал: «На двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет. Масса народа любовалась этим освещением, этим огнем с неба. Многие принесли с собой газеты и сравнивали расстояния, на которых можно было читать при керосиновом освещении и при электрическом».
Заслуга Лодыгина состоит в том, что он первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити и закручивать их в форме спирали. Кроме того, изобретатель первым стал откачивать из ламп воздух, чем увеличил их срок службы во много раз.
Изобретение лампочки Лодыгиным не было его самоцелью. Изобретатель работал над летательным аппаратом, а лампа ему нужна была для освещения пути его «Воздухоплавательного электролета».
20 мая 1901 года
В 1901 году состоялось торжественное заседание Государственного Совета по случаю 100-летия со дня его основания (он был создан Александром I в 1801 году). Юбилей отмечали с размахом: торжественное заседание, награждения, банкет.
Событие так бы и осталось на задворках истории, если бы не Илья Репин. По поручению императора Николая I художник запечатлел юбилейное заседание Госсовета. Чтобы на полотно поместились все члены совета, автор решил сделать картину масштабной — почти девять на четыре метра.
Лет мэтру было уже немало, да и правая рука побаливала, поэтому он пригласил принять участие в создании полотна своих учеников — Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. Для картины Илья Ефимович написал 60 натурных портретов, некоторые из которых подписывал.
Например так: «граф Алексей Игнатьев — «гастроном, глаза хитрые, умные», оберпрокурор Синода Константин Победоносцев — «совсем сова».
Работа над полотном заняла три года, стала крупнейшей картиной и самым массовым портретом, которую тогда назвали «Фотография в масле».