«Это страшная история»: О чём молчали про Зою Космодемьянскую

Фото: АГН "Москва"

На экраны страны готовится выйти военный фильм-драма о подвиге Зои Космодемьянской. Создатели ленты обещают, что в ней не будет выдумок. Картина основана на реальных фактах и повествует о последних трагических сутках жизни комсомолки. Как и во имя чего умирала простая русская девушка, назвавшаяся фашистам Таней, и кто такая Зоя Космодемьянская?

Автор:
Лосева Олеся

Идея создания художественного фильма, посвящённого Зое, возникла у сотрудников Российского военно-исторического общества во время реставрации дома в деревне Петрищево, где Космодемьянская провела последние сутки жизни. Подтолкнул к реализации проекта и горький факт: одни стали забывать о подвиге юной комсомолки, другие — бессовестно ставить его под сомнение. Масштабная кампания по дегероизации подвига всего народа в Великой Отечественной началась в 1990-е годы и стала весьма результативной. Имена тех, на кого десятилетиями равнялась вся страна, почти стёрты из памяти людей. Зоя Космодемьянская одной из первых попала под шквал критики. Получившие «свободу слова» журналисты и псевдоисторики обвинили в шизофрении первую женщину, удостоенную в годы войны звания Героя Советского Союза, заложив тем самым бомбу замедленного действия.

Они выпустили множество статей о том, как Космодемьянская бездумно поджигала дома, не написав при этом ни слова о том, какой строжайший отбор проходили тогда все, кто попадал в разведку. Зое пришлось приложить немало усилий, чтобы её зачислили в диверсионный отряд. Её долго не хотели принимать из-за яркой внешности. По воспоминаниям знакомых и друзей, Космодемьянская всегда была психически устойчивой и обладала незаурядным умом. И обвинять её в самовольном поджоге домов — это всё равно что расписаться в незнании истории. Она лишь выполняла приказ Ставки Верховного главнокомандующего № 428 от 17 ноября 1941 года за подписью Сталина, в котором было сказано: «Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог».

«Подвиг Зои священен не в плане святости, а священен в плане того, что юная девушка пошла за своё Отечество, пошла на явную смерть, — убеждён историк Пётр Мультатули. — Она происходит из русского священнического рода, её дедушка был новомучеником и исповедником российским, был заживо закопан большевиками. У неё не было мотивов защищать советскую власть, но она пошла защищать свою страну. Другое дело, насколько приказ, отданный ей и этим молодым ребятам из диверсионного отряда, а им было по 17-18 лет, был умным. Она выполняла тот приказ, который был дан. Но это всё не имеет значения в отношении того, что делала Зоя Космодемьянская. Она выполняла задание, зная, что фактически обречена, их предупреждали, что они не вернутся. В ней отобразилась хрупкая замученная девушка с одной стороны, а с другой — сильная духом и верой в Победу России. Более того, она даже имени своего не назвала. Она совершила жертвенный подвиг, погибнув за нашу Родину. На этом фоне любое издевательство над ней и тем, что она совершила, — это глумление над страданиями человека, которые были принесены во имя России».

Сегодня, когда нашу историю и Победу в Великой Отечественной войне пытаются переиначить, правдивый фильм о Зое Космодемьянской может стать глотком свежего воздуха среди потока грязи, который льют на наших предков и на всех нас. Перед создателями картины стояла задача достоверно изобразить последние часы жизни советской диверсантки. Для них было важно исследовать тяжёлый подвиг Зои, которая, находясь на виселице, смогла остаться стойкой.

«Это страшная история — драматичная, трагичная. Пока мы с режиссёром готовились к съёмкам, мы изучили огромное количество материалов, — рассказал Царьграду художник-постановщик фильма Эдуард Галкин. — Мы работали не только с тем, что можно найти в интернете. Вся информация, которая есть по этой теме, была нам доступна. Больше, чем мы, об этом не знает никто. Мы старались сделать всё реалистично, находиться в рамках определённой стилистики. Ведь деревню времён войны, находящуюся в оккупации, тоже можно изобразить по-разному. Надо было прочувствовать, какими были люди, находящиеся в таких условиях. Я старался всё выстроить выразительно и таким образом, чтобы это сработало на драматургию в первую очередь. Самой сложной была сцена с допросами и пытками Зои.

Задача фильма была в первую очередь в том, чтобы поднять разговор на эту тему. Интересны прежде всего два момента: какая причина заставила девушку сопротивляться в такой ситуации, учитывая, что у неё не было никакой ценной информации, в чём была причина её упорства. На тему Зои Космодемьянской не хочется отвечать простыми и однозначными декларациями. Надо понимать, что это было за поколение. Кто были эти молодые люди, рождённые после Гражданской войны и прожившие свои 18-20 лет в конкретной стране в конкретной эпохе, что накладывало свой отпечаток. Они не видели царской России, жизни в других странах. Они были прочно прокачаны идеологически. Это были люди совершенно другого мировоззрения и других ориентиров. Вопрос цены жизни и самопожертвования был для тех людей совершенно серьёзным. Они были готовы отдать жизнь за Родину. И этим не шутили.

Другой интересный момент — что случилось в ту ночь с немецкими солдатами, прочему они так жестоко обошлись с Зоей. В деревне был расквартирован пехотный полк. Там был узел связи. Там не было СС, не было СД, тех людей, которые по долгу службы должны были проводить такие жестокие мероприятия. Там были люди простые: вчерашние рабочие, студенты, мелкие служащие, которые попали под мобилизацию. В массе своей, по идее, это добропорядочные граждане. Что могло случиться такое, что их нервную систему так размотало? Вот этот вопрос очень сильно нас волновал и заставил искать причину, которая могла побудить их к такой жестокости».

Поводов сомневаться в том, что в новой картине о Зое будет правильная трактовка тех событий, нет. Сценарист Андрей Назаров — советник председателя Военно-исторического общества, а режиссёр Леонид Пляскин уже имеет за плечами опыт съёмок правдивых фильмов о войне. Его сериал «Молодая гвардия» о борьбе школьников-подпольщиков с немцами на оккупированной территории был хорошо принят зрителями.

Роль Зои Космодемьянской сыграла молодая актриса театра им. Маяковского Анастасия Мишина. Для неё эта работа стала настоящим психологическим  испытанием. Ей пришлось в кадре пережить весь тот ужас, который прошла Зоя. А ведь пытки на самом деле были адскими. Её избивали, полуобнажённую выводили на мороз, пытались влить в горло керосин, когда она попросила глоток воды.Над ней страшно издевались и после казни: отрезали грудь и кололи тело штыками. В момент опознания 42-летняя мать Космодемьянской Любовь Тимофеевна опустилась на колени перед мёртвой дочерью и в мгновение поседела.

Встретятся ли зрители в картине с убитой горем матерью Зои, пока неясно. Детали фильма держатся в строжайшем секрете. Известно, что разные роли сыграли такие актёры, как Ирина Пегова, Анна Уколова, Дарья Юргенс и другие. Съёмки проходили в Петербурге и в Белоруссии в деревне Забродье Вилейского района, где удалось отыскать довоенные деревянные постройки.

Финансовую поддержку создателям ленты оказало Министерство культуры России, свою лепту внесли и простые граждане. Российское военное историческое общество открыло сбор пожертвований, что дало возможность получить порядка 16 млн рублей. Зритель уже проголосовал за фильм рублём.

Выход фильма на экраны приурочен к 75-летию Победы нашей страны в Великой Отечественной. Дата премьеры пока неизвестна. Но уже понятно, что основной посыл картины в том, что в подвиге Космодемьянской необходимо прежде всего учитывать моральное значение её мужественного поведения. Молодая девушка самоотверженно встала на защиту Родины, будущей свободы и всего мира. В самое тяжёлое время, когда немцы стояли под Москвой, она смогла показать свой несгибаемый характер и, по сути, настрой всего русского народа в борьбе с немецкими захватчиками.

Таких фильмов, повествующих о героических подвигах поколения, победившего фашизм, должно быть как можно больше. Тем более сегодня, когда у наших дедов и у нас хотят отобрать заслуженную и выстраданную Победу. Надо делать всё возможное, чтобы подрастающее поколение равнялось не на непонятных блогеров, а на настоящих героев, способных на достойные поступки, которыми потом можно будет гордиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *