Казанский собор Санкт-Петербурга. Фото: mitropolia.spb.ru
Правительство Северной столицы в нарушение базовых принципов свободы совести и вероисповедания приняло решение закрыть храмы и монастыри Санкт-Петербурга в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Правовое управление Московской Патриархии отметило неконституционный характер этого постановления, а Санкт-Петербургская епархия решила продолжить богослужения в обычном порядке.
Автор:
Тюренков Михаил
Ошибка градоначальника
В народе хорошо известна поговорка «лучше перебдеть, чем недобдеть». Судя по всему, именно по этому принципу действует губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, причём не только в дни угрозы распространения коронавируса. Чрезвычайная осторожность и действия по принципу «как бы чего не вышло» в некоторых случаях вполне понятны и даже вызывают уважение. Однако в случае с Александром Дмитриевичем этот же самый принцип сыграл дурную шутку: практически полностью разрушил образ «православного губернатора», с которым Беглов вернулся в Смольный в 2018 году.
За прошедшие полтора года правительство города дважды горько разочаровывало верующих. Сначала «закрытием вопроса» с Исаакиевским собором, который, несмотря на прежние обещания, так и не был возвращён Церкви. По сути, власти Северной столицы спасовали перед либеральными и леворадикальными скандалистами, выходившими на митинги с глумливыми лозунгами: «Верните в Исаакиевский собор маятник Фуко!», «Церковь, знай своё место!» и «РПЦ = ОПГ». На этот раз правительство Санкт-Петербурга приняло поистине беспрецедентные драконовские меры против верующих, решив закрыть с 28 марта до 5 апреля все религиозные объекты – и храмы, и монастыри.
Постановление за №161 от 26 марта 2020 года, подписанное губернатором Бегловым и запрещающее «посещение физическими лицами объектов (территорий) религиозных организаций, за исключением служителей и религиозного персонала указанных религиозных организаций», радикально отличается от антивирусных ограничений, предпринятых в других регионах. В том числе от решения московских властей, которые в лице мэра Сергея Собянина в тот же день выступили с куда более мягким и корректным в отношении верующих предложением: «Понимая чувства верующих москвичей, тем не менее, очень рекомендую и прошу в эти дни воздержаться от посещения религиозных объектов».
На это предложение столичных властей Рабочая группа при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции сразу же выпустила официальный комментарий:
С пониманием относимся к рекомендации гражданских властей Москвы и Московской области гражданам «воздержаться от посещения религиозных объектов», а также к мотивам, по которым эта рекомендация была дана. Вместе с тем пастырский долг духовенства будет в полном объёме исполняться по отношению ко всем тем верующим людям, которые находят для себя необходимым в нынешнее трудное время прийти в храм для молитвы о своих близких и о нашем народе.
В петербургском случае ситуация оказалась куда серьёзнее. Речь идёт не просто о призыве воздержаться от посещения богослужений, но, по сути, об их запрете. Не тотальном, как во времена раннехристианских гонений, но в чём-то даже более жестком, чем в годы советского богоборчества. Так, в период «безбожных пятилеток» большинство храмов были закрыты, многие священнослужители арестованы, но в части церквей богослужения не прекращались и верующие на них допускались. Как не закрывались действующие храмы в самые страшные для Северной столицы времена – в годы Ленинградской блокады.
Исповедничество духовенства
Столетие назад, в 1918 году, одним из первых примеров сопротивления верующих богоборческим декретам новой власти стал случай, произошедший в стенах главной обители на тот момент уже революционного Петрограда. Так, в январе 1918-го было издано распоряжение о реквизиции жилых помещений Лавры и покоев митрополита для нужд одного из «народных комиссариатов». Вот как описывает произошедшее после этого известный петербургский историк Церкви профессор Михаил Шкаровский:
«В монастырь прибыла делегация, сопровождаемая вооружённым отрядом, которая предъявила документ с подписью народного комиссара Александры Коллонтай, предписывавший сдать все имеющиеся дела по управлению домами, имуществом и капиталами Лавры уполномоченному лицу. Составив опись, делегация удалилась, но уже 19 января в Лавру явился вооружённый отряд во главе с комиссаром Иловайским, который арестовал нескольких духовных лиц. Кто-то ударил в набат, собрался народ, красногвардейцы были разоружены; но был смертельно ранен петроградский священник Петр Скипетров, что вызвало крайнее негодование собравшегося народа».
Разумеется, сравнивать действия сегодняшних петербургских властей с большевистскими беззакониями ни в коем случае нельзя. Но твёрдая позиция сегодняшнего духовенства Северной столицы в отношении защиты прав верующих на соборную молитву невольно вызывает исторические параллели. Едва ли сегодняшний наместник Александро-Невской Лавры викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Кронштадтский Назарий специально задумывался об этом, но именно он первым публично отреагировал на постановление правительства Санкт-Петербурга.
Так, спустя считанные минуты после официальной публикации решения Смольного владыка Назарий в комментарии телеканалу «Царьград» отметил, что главная обитель Санкт-Петербурга продолжит богослужения в обычном порядке и не закроет свои ворота перед верующими:
Александро-Невская Лавра продолжит служить обычным расписанием. Ворота обители закрыты не будут… Единственное изменение в расписании богослужений может быть служение одной Божественной Литургии вместо обычных двух. Мы не позволим «внешним» закрыть храмы нашими собственными руками. Если это сделают силовые структуры, то все последствия будут на их совести.
При этом владыка добавил, что «мы беспрекословно подчинимся решениям Московской Патриархии, это уточнение для тех, кто надеется на другое». И это решение появилось в оперативном режиме. Ближе к полуночи 26 марта Правовое управление Московской Патриархии выпустило официальный комментарий на постановление правительства Санкт-Петербурга. Комментарий, в котором было чётко отмечено, что решение властей Северной столицы противоречит базовым конституционным нормам о свободе совести и вероисповедания:
«В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, включая право индивидуально или совместно с другими совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии… Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено в целях защиты здоровья граждан только Федеральным законом… Иные акты органов власти (включая акты органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов) не могут ограничивать свободу совести и свободу вероисповедания, включая право граждан посещать религиозные объекты в целях участия в богослужениях, поскольку такие акты не имеют статуса Федерального закона».
Сразу после появления этого официального комментария на официальном сайте Санкт-Петербургской митрополии было опубликовано епархиальное заявление о том, что в храмах Северной столицы, несмотря на постановление правительства города, соборные богослужения будут совершаться по-прежнему. Разумеется, с учётом санитарно-эпидемиологических предписаний священноначалия, ранее распространённых во всех епархиях Русской Православной Церкви.
Пастырский долг духовенства необходимо исполнять по отношению ко всем верующим, включая тех, кто полагает необходимым в нынешнее непростое время прийти в храмы для молитвы о близких, о городе и народе. Поэтому храмы Санкт-Петербургской епархии продолжат служение.
Словом, православное духовенство проявило самое настоящее исповедничество. В условиях, когда светские власти пошли на поводу у ряда скандальных политиков и общественных деятелей, призывающих к радикальным антицерковным мерам, якобы способным предотвратить распространение коронавирусной инфекции, священнослужители, во все времена весьма лояльные власть предержащим, во главу угла поставили свой пастырский долг.
Разумеется, ни о каком гражданском неповиновении речь не идёт, хотя Церковь в исключительных случаях не запрещает нам и это. Так, в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви отдельно оговаривается, что «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Сегодня, слава Богу, ситуация иная, но твердая позиция духовенства очевидна и вызывает искреннее восхищение. И есть надежда, что власти Санкт-Петербурга прислушаются к столь чётко прозвучавшему голосу Церкви и отменят своё, мягко говоря, некорректное по отношению к верующим постановление.
поддерживаю 75%
не поддерживаю 25%