Интернет-магазины – мошенники: как избежать и что делать в случае обмана
Что делать, если обманули в интернет-магазине? Куда обращаться, если вам отказались вернуть деньги за некачественный товар или если плата за покупку потерялась на виртуальных счетах неизвестных? Мы разберемся в этом — интернет-покупки могут быть безопасными, а мошенники могут и должны понести наказание. Но сначала — научим вас, как не попадаться на откровенно мошеннические предложения и как отличать настоящий интернет-магазин от ложного.
Опасные интернет-магазины — с первого взгляда
В магазине-мошеннике нет ничего, что должно быть на хорошем сайте с возможностью online-покупки:
- подробных описаний товаров со ссылками на производителя;
- полного адреса компании-владельца;
- реквизитов юрлица или ИП;
- упоминания о защите конфиденциальной информации;
- информации о доставке;
- четких гарантийных обязательств;
- нескольких контактных телефонов.
Если перечисленного нет, то к сайту стоит присмотреться внимательней. А ещё у мошенников:
- много негативных отзывов (обычно на сторонних сайтах и в группах в соцсетях);
- свежекупленный домен (долго сайты-мошенники не живут);
- странные реквизиты.
Проверка интернет-магазина
Проверить магазины можно здесь: https://madjordom.ru/
Используя реквизиты магазина его репутацию легко проверить. Для этого с данными, которые вы раздобыли на сайте (ОГРН, ИНН, КПП, юридический адрес), достаточно зайти на egrul.nalog.ru. Информации здесь будет достаточно, чтобы понять, насколько давно работает организация и работает ли вообще.
Данные о домене (адресе сайта) тоже проверяются. На xtool.ru, например, можно узнать, как давно и на кого зарегистрирован домен. Информацию стоит сравнить с той, что получена на egrul.nalog.ru — если регистрационные данные не совпадают, лучше с этим магазином дел не иметь.
Проверяется благонадежность интернет-магазина и по номерам кошельков электронных платежных систем. И Яндекс.Деньги, и WebMoney — системы прозрачные, репутация любого участника в них детализирована: будут видны и претензии со стороны клиентов.
Поддельные интернет-магазины
Особая категория мошенников — ложные интернет-магазины, маскирующиеся под фирменные. Иногда их называют «зеркалами», настолько точно они копируют online-площадки известных брендов. Они даже могут быть вполне честными в том, что касается условий доставки и цен, но товары в них — отнюдь не брендовые. Риск лишиться денег и не получить покупку на таких вот «зеркалах» очень велик: пусть не все, но многие из них создаются для того, чтобы пользоваться доверием покупателей к узнаваемой торговой марке. Впрочем, немного внимания, и «подделку» легко выявить.
Обман в интернет-магазине: вариации на тему мошенничества
Самое неприятное, что ждет клиента — ситуация, когда, получив деньги, интернет-магазин просто перестает отвечать на письма и звонки. Здесь факт мошенничества — при наличии скриншотов писем и заполненной формы заказа — легко доказать. Но есть схемы и менее очевидные, которые вскрываются только после того, как вы сделаете покупку:
- выявляется некомплектность заказа;
- возникают дополнительные платежи (не указанные во время оформления);
- обнаруживается несоответствие товара описанию на сайте;
- вам продают поддельный или некачественный товар;
- нарушены сроки доставки.
Не совсем мошенники…
Список интернет-магазинов — обманщиков дополняют те, что просто работают спустя рукава или нарушают законодательство в сфере торговли: не принимают к возврату некачественный товар, затягивают с возвратом денег или гарантийным ремонтом. С ними можно и нужно бороться — тем более что алгоритм один и тот же.
Претензии интернет-магазину
Как только сроки ожидания доставки прошли — можно отправлять претензию магазину. Претензию, отправленную по электронной почте, лучше продублировать обычным письмом с уведомлением о получении. На то, чтобы отреагировать на обращение клиента, у интернет-магазина не так много времени — всего 10 дней. Время прошло? Можно смело жаловаться.
Жалобы и заявления
Заявление о мошенничестве отправляется прямиком в МВД. Чтобы полиция разобралась в деле быстрее, лучше адресовать заявление напрямую в управление «К» по месту проживания — именно этот отдел МВД занимается преступлениями в сфере интернет-торговли.
Одновременно с заявлением стоит подать жалобы:
- в банк, через который проводился платеж за товар;
- в электронные платежные системы — если деньги за покупку были оплачены с одного из электронных кошельков.
Что банки, что администрации электронных платежных систем отвечают небыстро, но за три-четыре недели вполне получится вернуть деньги.
Если дело в некачественном товаре или в некомплектности, несоблюдении сроков доставки или немотивированном увеличении цены, то жаловаться нужно в Роспотребнадзор и прокуратуру. Проще всего — через сайт gosuslugi.ru.
Кроме заявления в полицию можно — чуть позже, когда дело дойдет до суда — подать в суд иск о возмещении морального ущерба. Но не стоит рассчитывать на то, что удастся ободрать мошенника как липку: моральный вред в судебной практике редко оценивается в сумму больше половины потраченных на покупку товара и его доставку денег.