3 июня отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
Церковные православные праздники 3 июня
Владимирской иконы Божией Матери | Почитание иконы. Празднество установлено в 1521 году в память спасения Москвы от нашествия татар во главе с ханом Махмет-Гиреем. |
Равноапостольных царя Константина Великого и матери его, святой царицы Елены | Чествование памяти правителя Римской империи Константина и его матери. Выступал за свободу исповедания христианской веры на подвластных территориях. Его матерью в 326 году обретен Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. |
Благоверных князей Константина (Ярослава Святославича) и чад его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев | Почтение памяти святых князей Муромских: Константина и двоих его сыновей (один из них, Михаил, был убит язычниками). Жили в XI-XII веках. Распространители христианства среди муромцев. |
Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца | Посвящен святому Кассиану (мирское имя — Константин). Жил до 1504 года. Известно много чудес, которые произошли при помощи молитв преподобного. Основатель монастыря в честь Успения Божией Матери недалеко от г. Углич. |
Собор Карельских святых | Праздник в память святых православных подвижников Карелии. Событие внесено в церковный календарь в 1972 году. Дата 3 июня установлена в 2004 году и приурочена великому освящению восстановленного Александро-Невского кафедрального собора в г. Петрозаводске в 2000 году. |
3 июня отмечается 5 православных церковных праздников. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.
- Церковные православные праздники 3 июня
- Владимирской иконы Божией Матери
- Равноапостольных царя Константина Великого и матери его, святой царицы Елены
- Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца
- Собор Карельских святых
- Приметы 3 июня
- Народные приметы 3 июня
Церковные православные праздники 3 июня
Владимирской иконы Божией Матери
Почитание иконы. Празднество установлено в 1521 году в память спасения Москвы от нашествия татар во главе с ханом Махмет-Гиреем.
Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую — Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.
Эту удивительную икону трудно описать словами, ибо все они кажутся пустыми перед тем взором, который смотрит на нас. В этом взоре все: жизнь и смерть, и воскресение, вечность, бессмертие.
По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна нам под именем Владимирская.
До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.
Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.
Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская.
В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.
После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.
А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас.
Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.
В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.
Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».
И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.
И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»
Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года Сретенский монастырь: «да не забудут людие дел Божиих». Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.
В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.
В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.
В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.
Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.
Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе: 21 мая — в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.
Особый извод Владимирской иконы именуется «Древом государства Московского». Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях — медальоны с сонмом русских святых, а в центре — овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское.
Равноапостольных царя Константина Великого и матери его, святой царицы Елены
Чествование памяти правителя Римской империи Константина и его матери. Выступал за свободу исповедания христианской веры на подвластных территориях. Его матерью в 326 году обретен Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос.
Благоверных князей Константина (Ярослава Святославича) и чад его, Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев
Почтение памяти святых князей Муромских: Константина и двоих его сыновей (один из них, Михаил, был убит язычниками). Жили в XI-XII веках. Распространители христианства среди муромцев.
Святой император Константин (306–337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи – Константин – был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) – на Востоке и императора Максимиана Геркула (284–305) – на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать — святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых — святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.
Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца
Посвящен святому Кассиану (мирское имя — Константин). Жил до 1504 года. Известно много чудес, которые произошли при помощи молитв преподобного. Основатель монастыря в честь Успения Божией Матери недалеко от г. Углич.
Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, в миру Константин, происходил из рода князей Мангупских. Он прибыл в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с царевной Софией Палеолог. Решив посвятить свою жизнь на служение Богу, преподобный отклонил предложение остаться при дворе великого князя и поселился у Ростовского епископа Иоасафа. Когда епископ удалился на покой в Ферапонтов монастырь, за ним последовал Константин. В обители преподобный проводил строгую подвижническую жизнь.
Монашество он принял после чудесного ночного видения преподобного Мартиниана, побуждавшего принять постриг. Через некоторое время святой Кассиан оставил монастырь и недалеко от города Углича, при слиянии Волги и Учмы, основал обитель в честь Успения Божией Матери.
Слава о преподобном широко распространилась и «начали мнози люди приходити благословения ради и видети пустыннолюбное жительство и беседовати с ним». Святой Кассиан всех принимал с любовью, наставляя на путь спасения «тихими словесы».
Преподобный скончался в глубокой старости 2 октября 1504 года. В Угличской летописи записано много чудес, происшедших по молитвам преподобного, в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609 — 1611 годах.
Собор Карельских святых
Праздник в память святых православных подвижников Карелии. Событие внесено в церковный календарь в 1972 году. Дата 3 июня установлена в 2004 году и приурочена великому освящению восстановленного Александро-Невского кафедрального собора в г. Петрозаводске в 2000 году.
Собор Карельских святых, празднование Русской и Финской Православных Церквей в честь святых Карелии
Празднуется 21 мая, в субботу с 18/31 октября по 24 октября/6 ноября (Фин.)
В 1957 году Архиерейский Собор Финской Православной Церкви определил установить празднование памяти карельских святых в субботу с 31 октября по 6 ноября, приурочив его к государственному празднику Финляндии — Дню поминовения всех усопших в Финской Евангелическо-лютеранской церкви. В 1958 году патриарх Константинопольский Афинагор благословил это решение. Текст службы празднику составил викарный епископ Йоэнсуусский Павел (Гусев-Олмари).
В общецерковный календарь Русской Православной Церкви этот праздник был внесен в 1972 году после посещения патриархом Московским и всея Руси Пименом в Финляндии, с целью установления дружеских связей с Финской Православной Церковью. Как и в Финляндской Церкви, в Русской праздник был установлен на субботу между 31 октября по 6 ноября по новому стилю. Однако поскольку эта дата не связана с православной традицией Карелии, по решению Священного Синода Русской Православной Церкви и с благословения патриарха в 2004 году праздник был перенесён на 21 мая (3 июня н. ст.). Эта дата была избрана в связи с тем что в этот день в 2000 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил великое освящение восстановленного в Петрозаводске Александро-Невского кафедрального собора, южный придел которого освящен в честь Собора Карельских святых.
Приметы 3 июня
3 июня, в Еленин день, девушки не заплетали волос, потому что существовало поверье, что, если их тронет Алена-льносейка, то они станут похожими на лен — длинными и светлыми.
В народе считали, что лен с ярью не ладит, поэтому на полях, где сажали лен, никогда не сеяли ярового хлеба.
В этот день полагалось сеять лен, ярицу, гречу, ячмень и позднюю пшеницу, сажали огурцы. Говорили: «Алене — льны, Константину — огурцы». Поэтому, по традиции, хозяйка, взяв старый и заранее припасенный лапоть, выходила на улицу и ногой волокла лапоть на огород, а там, бросив его на грядку с огурцами, произносила:
«Как густо лапоть сей плелся, так же чтоб густо огурцы мои заплелись!».
Примечали, что если на Олену дожди и ненастье, то и осень будет ненастной, если 3 июня — дождь с градом, то 3 декабря — снег с крупой.
- Если в Еленин день дождь — осень будет ненастная.
- Если на Алену дождь с градом, то на Прокла (3 декабря) снег крупой.
- Лен в сухую землю посеешь — останешься без новины (без холстов, так как лен не взойдет).
- Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую — семя летит.
- Посеешь на Алену — льны будут долгие (вырастут высокими).
- Тихая погода хороша для посева льна. Луна в кругу — к пасмурной погоде.
- Кукушка кукует — хорошая погода будет.
Народные приметы 3 июня
- Если в этот день ненастье, то и осень окажется ненастной.
- Умеренно тепло и днем и ночью – к затяжному ненастью.
- Если ночью на небе исчезают маленькие звездочки, ждите дождя.
- Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.
- Девушки этим днем кос не заплетали, чтобы волосы стали похожими на лен – светлыми и длинными.
- Появились мухоморы – жди белых грибов.
- Пошли сыроежки раньше белых – в лесу с корзиной нечего делать.
- Уголь в печи тлеет ярко – к осадкам.
- Сильное мерцание звезд предвещает ненастье.
- Голос звенит – к плохой погоде.
- На восходе солнца ощущается духота – к ненастной погоде.
- Радуга с западной стороны горизонта – к дождям.
- Если в Еленин день дождь – осень будет ненастная.
- Лен сей в последнюю четверть луны.
- Тихая погода хороша для посева льна.
- Кукушка кукует – хорошая погода будет.
- Если дождь с градом пронесется в этот день, то 3 декабря выпадет снег крупой.
- Луна как будто в кругу – погода будет пасмурной.
- Над лесом стоит парной туман – грибы начнут активно расти.