"Академик Черский" — судно-трубоукладчик, на которое очень рассчитывают при завершении строительства "Северного потока — 2", во второй раз изменило свой маршрут и движется теперь в сторону Мозамбика. Что происходит с кораблём? Никто этого точно не знает, говорит эксперт. Возможно, путаный маршрут — попытка избежать санкций США?
Единственное российское судно-трубоукладчик, на которое очень рассчитывают в деле завершения строительства газопровода «Северный поток — 2, в феврале покинуло порт Находка и направилось в сторону Сингапура. Предполагалось, что там корабль пройдёт модернизацию — его надо переоборудовать для того, чтобы «Академик Черский» смог укладывать трубы.
Однако с тех пор судно один раз уже поменяло курс. И вот сегодня пришло сообщение, что «Академик Черский снова сменил маршрут движения.
«Черский» направляется в Мозамбик
Как следует из данных портала по отслеживанию движения судов Vesselfinder, корабль, принадлежащий «Газпрому», движется в сторону Мозамбикского пролива, который разделяет Африку и Мадагаскар. Порт Суэц уже остался позади, ранее планировалось что корабль зайдёт в него примерно 25 марта.
Портал Myshiptracking пишет, что «Академик Черский» теперь направляется в порт Мапуту на юге Мозамбика и, по оценкам портала, должен дойти туда 23 марта.
О цели маршрута официально не сообщалось
Надо отметить, что с момента выхода «Академика Черского» из порта Находка, не было никакой информации относительно цели его маршрута.
Хотя в качестве пункта назначения и сейчас указан египетский порт Суэц, в который корабль так и не зашёл, он движется в другом направлении — в сторону Коморских островов.
«Никто не может точно сказать, что с ним происходит»
Такое мнение относительно странного маршрута «Академика Черского» в беседе с ФАН высказал эксперт Игорь Юшков.
«Основная версия заключается в том, что он менял бы курс по мере приближения к западу. Предполагалось, что он будет идти через Суэц в Средиземное море, обогнёт Британию и придёт через Данию в Балтийское море. Я думаю, что в Мозамбик «Академик Черский» не пойдёт», — предположил эксперт.
Юшков напомнил о версии, согласно которой корабль, перед тем как приступить к работам по завершению строительства «Северного потока — 2», пройдёт модернизацию. Предполагалось, что этим займутся сингапурские специалисты. Однако туда судно так и не зашло.
«Таким образом, то ли она была выполнена в Находке, то ли будет осуществлена в портах Ленинградской области. Смысл модернизации в том, что до этого корабль работал на шельфе Сахалина в Киренском месторождении, где укладывал трубопроводы, которые были меньше по диаметру, чем на «Северном потоке — 2». Соответственно, модернизация определит, пойдёт ли он сразу на точку и будет достраивать «Северный поток — 2″ или будет заходить в какой-то из портов», — объяснил эксперт.
Балтийское море конечной точкой не указывается
«Газпром» постоянно указывает самые разные точки прибытия «Академика Черского», но только не Балтийское море. Скорее всего, это делается из-за того, что компания не хочет «подставить» корабль под американские санкции.
«Формально, согласно законодательству США, санкции действуют, если вы участвуете в строительстве «Северного потока — 2″. Если указать, что он идёт туда и будет участвовать, то тогда будут основания заранее ввести против него санкции», — пояснил Юшков.
«Обеспечить, чтобы этот проект был мёртв»
США решили подключить к борьбе со строительством «Северного потока — 2» ещё одного союзника. Им стал украинский «Нафтогаз».
Как рассказал в начале марта, после визита в Вашингтон, председатель правления компании «Нафтогаз» Андрей Коболев, в ходе переговоров с американскими властями достигнута договорённость об объединении усилий ради того, чтобы остановить строительство «Северного потока — 2». Коболев сказал, что «игра пока не закончена».
«Мы в настоящий момент обсуждаем, в том числе здесь, в федеральном округе Колумбия, как обеспечить, чтобы этот проект был мёртв», — цитирует заявление председателя правления компании ТАСС.
При этом Коболев одобрил санкции против «Северного потока — 2» и заявил, что это обеспечит «энергетическую безопасность Украины».
Рано или поздно, но «Северный поток — 2» будет достроен
Запуск российского газопровода «Северный поток — 2» неизбежен, так как рано или поздно Россия завершит его строительство. Такое мнение высказал эксперт по энергетике Матеуш Кубяк в интервью Polske Radio.
Он отмечает, что Россия заранее была готова к различным попыткам Запада помешать строительству газопровода. Москва разработала альтернативный план реализации проекта, ещё когда разговоры о введении санкций против «Северного потока — 2» только начались. В частности, речь идёт об использовании корабля-трубоукладчика «Академик Черский», который ещё в феврале вышел из порта Находка.
«Рано или поздно России удастся достроить газопровод. У них есть трубоукладчик, а санкции не распространяются на специалистов, имеющий соответствующую подготовку персонал», — заявил Кубяк.
После этого, по словам эксперта, никакие ограничительные меры со стороны США уже не смогут помешать реализации российского газового проекта.
Денег хватит: проект уже профинансирован на 98%
У компании Nord Stream 2 AG хватает финансовых средств для завершения реализации проекта «Северный поток — 2» и последующей эксплуатации газопровода. Об этом заявили в пресс-службе оператора трубопровода.
Как пояснили в компании, проект профинансирован на 98% за счёт средств «Газпрома» (50%) и компаний ENGIE, OMV, Shell, Uniper и Wintershall (последние пять взяли на себя оставшиеся 50%). Поэтому все опасения о том, что снижение котировок акций инвесторов может повлиять на трубопровод, являются безосновательными.
«Два процента оставшихся необходимых финансовых средств для завершения строительства — это мизерная сумма», — отметил экономист Дмитрий Евстафьев.