Коробит не только Путина: Сколько получают руководители госкомпаний

Фото: Андрей Любимов / АГН "Москва"

Россия — страна с небогатым населением, где в 99% населённых пунктов работа за 40 тысяч рублей в месяц считается заманчивой. Почему же наёмные работники этого населения получают такие невероятные зарплаты?

Автор:
Мельников Михаил

Как на Западе, но не совсем

Президент России Владимир Путин выразил неудовольствие слишком высокими доходами менеджеров госкомпаний: «Меня это коробит», — признался он, но уточнил, что многие менеджеры — иностранцы, которым надо платить рыночные зарплаты по западным стандартам.

По букве закона мы с вами — совладельцы госкомпаний (управляем ими через выборы представителей власти), но при этом не знаем, сколько зарабатывают нанятые нами менеджеры. Даже не страдающая любовью к прозрачности и открытости Высшая школа экономики признавала: «Существенным несоответствием общепринятой международной практике является отказ от раскрытия системы вознаграждения высших менеджеров и порядка формирования вознаграждения за отчётный период». И далее: «В настоящее время ПАО раскрывают только совокупное вознаграждение членов правления. Кроме того, в большинстве компаний применяется квартальное премирование, которое в принципе не принято в мире».

Эта стеснительность возникла не на пустом месте. Можно вспомнить, например, про ценного иностранного специалиста, уроженца Монголии, гражданина Великобритании, мужа несостоявшейся гражданки Болгарии Юрия Соловьёва, первого вице-президента госбанка ВТБ. Соловьёв возглавил список самых высокооплачиваемых менеджеров госкорпораций ещё в 2011 году. 25 миллионов долларов в 2011 году — на втором месте, кстати, оказался тоже питомец ВТБ Михаил Кузовлев, ныне работающий в ВЭБ.РФ.

В 2014 году разразился скандал с оценкой доходов их шефа Андрея Костина. Его доходы за 2013 год Forbes оценил в 35 миллионов долларов, тогда как сам менеджер говорил о 200 миллионах рублей (доллар тогда стоил 32 рубля), то есть о $6,25 млн, что тоже, кстати, очень и очень немало, особенно на фоне печального финансового положения ВТБ в те годы: люди, вложившиеся в «народное IPO» банка, очень сильно об этом пожалели. Костин рвал и метал — в результате «Форбс» перестал оценивать его доходы, а с ноября 2017 года и вообще доходы топ-менеджеров госкомпаний. А жаль, ведь стоимость того же ВТБ в рублях (!) до сих пор в разы ниже, чем в 2007 году, а Костин продолжает получать огромную зарплату, сведения о которой более не являются доступными. Вообще, страницы с профилями топ-менеджеров госкомпаний бесследно исчезли с сайта Forbes.

Как в Америке, но не совсем

Несколько раз в Госдуме звучали инициативы ограничения зарплат топ-менеджеров; депутаты напоминали об ограничении в виде восьмикратного разрыва в зарплатах для бюджетных учреждений; запретить устанавливать топам зарплату выше президентской (745 тыс. руб в месяц) — всё тщетно! Именно госкорпорации продолжают быть самыми щедрыми работодателями — владельцы частных компаний почему-то умеют ограничивать желания своих директоров. А там, где доминирует государственный капитал, до сих пор действует циничный советский принцип «Всё вокруг народное — всё вокруг моё, моё и ещё раз моё».

В итоге мы знаем лишь совокупные доходы группы товарищей, именующих себя правлением госкомпаний. Эти суммы огромны. В том же ВТБ — 2,21 млрд руб. на 11 человек, в Сбербанке — и вовсе 6,32 млрд на 10 человек. Это уже практически совпадает с вознаграждением в Bank of America — 103,2 млн долларов на семерых топов, хотя «Сберу», надо признать, по финансовым результатам до американского монстра более чем далеко. Отметим, что многие члены правления госкомпаний имеют также солидные пакеты акций, с которых получают дивиденды, составляющие, по новым законам, внушительные 50% от чистой прибыли по МСФО.

Скорее всего, эти люди обладают солидным опытом, уникальными компетенциями и полностью отдают себя работе на благо родины и вверенного предприятия. Но если их доходы коробят даже президента страны, эту проблему надо как-то решать. И в первую очередь — за счёт иностранцев.

Как при Петре, но тоже не совсем

Сама по себе необходимость приглашения иностранных управленцев в Россию более чем сомнительна. Да, наша страна восприимчива к чужим влияниям, и иностранные менеджеры востребованы на Руси со времён Рюрика. После принятия православия значимую роль на Руси стали играть греческие управленцы, потом их сменили монгольские топ-менеджеры, потом на значимые роли стали претендовать польские специалисты, со времён Петра I и вплоть до Николая I — голландские и немецкие.

Потом, казалось, Россия как-то научилась опираться на собственные кадры (исключая короткий период господства гитлеровских топ-менеджеров в западной части СССР), но почему-то сейчас мы опять не можем обойтись без «варягов».

Хотелось бы подробнее узнать, каким уникальным управленческим потенциалом, недоступным для сирых и убогих русских людей, обладают эти сверхценные граждане западных демократий. Владимир Путин сравнил ситуацию с приглашением иностранных лётчиков, умеющих летать на новейших «Боингах», «Эйрбасах» и бизнес-джетах, но там как раз наличие уникальных компетенций очевидно и доказательств не требует. Никто не говорит, что управление корпорацией проще управления воздушным лайнером, но раз уж речь идёт о десятках миллионов долларов из бюджета государственных корпораций, хотелось бы увидеть сколько-нибудь убедительные обоснования подобных трат.

А вообще, хотелось бы, чтобы хотя бы в госкомпаниях правила были едины для всех, и зарплата зависела бы только от вклада человека, а не от того, зовут его Маттиас Варниг или Пётр Иванов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *