Фото: свящ. Игорь Палкин / patriarchia.ru
Иерархи шести Православных Церквей встретились на нейтральной территории в арабском Королевстве Иордания и начали подготовку "дорожной карты" по преодолению церковных расколов и разделений.
Автор:
Тюренков Михаил
«Диалог» и «единство», «миролюбие» и «христианская любовь». Именно эти слова чаще всего звучали на прошедшей в иорданском Аммане братской встрече Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Слова, очень важные и обнадёживающие в условиях, когда Православный мир оказался на грани раскола, вполне сопоставимого с исторической трагедией XI века – Великой схизмы Восточной и Западной Церквей, разделения христианства на Православие и католицизм.
Украинский вопрос — центральный
Основой сегодняшних церковных проблем стал украинский раскол, обострившийся чуть больше года назад из-за беззаконных действий Константинопольского патриарха Варфоломея, вопреки церковным правилам вторгшегося на каноническую территорию Московского Патриархата на Украине и предоставившего украинским раскольникам «томос об автокефалии». Именно это и стало одной из ключевых тем прошедшего совещания, в котором, помимо его инициатора Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III, в чью каноническую юрисдикцию входит Иордания, приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Патриарх Сербский Ириней, предстоятель Православной Церкви Чешских земель и Словакии митрополит Ростислав, представители Румынской и Польской Православных Церквей.
Беззаконные действия Константинопольского патриарха Варфоломея явились основой сегодняшних церковных проблем. Фото: Altan Gocher / Globallookpress
В своём выступлении на прошедшей встрече Святейший Патриарх Кирилл обозначил основные угрозы православному единству, каждая из которых в той или иной степени связана с церковной гордыней Фанара (Константинопольского патриархата):
«Во-первых, это проблема понимания первенства в Церкви; попытки обосновать притязания на вселенское главенство при помощи специально для этой цели создаваемой богословской аргументации; отсутствие системы соборного контроля действий первенствующей кафедры, отрицание необходимости консенсуса при принятии решений во всеправославном масштабе…
Второе – это угроза институту автокефалии в Церкви; отсутствие общеправославно признанного, бесспорного для всех механизма предоставления автокефалии; попытки ввести неравенство между «старшими» и «младшими» автокефальными Церквами.
Третье – это существующие попытки оспаривать канонические границы автокефальных Церквей, пересматривать и отменять единожды принятые документы исторической важности, определяющие эти границы.
Четвёртое – претензии первого среди равных Предстоятелей в семье Поместных Православных Церквей на право принимать апелляции из любой Церкви и угрозы использования этих апелляций как инструмента вмешательства во внутреннюю жизнь других Поместных Церквей…
Пятое – возникновение аномальной ситуации, когда первенствующий иерарх, вопреки базовым принципам канонического права, выступает в качестве судьи в деле, где он является одной из сторон, представляя себя последней инстанцией в рассмотрении данного дела».
В своём выступлении на прошедшей встрече Святейший Патриарх Кирилл обозначил основные угрозы православному единству. Фото: свящ. Игорь Палкин / patriarchia.ru
Переводя с церковного языка на понятный широкой аудитории, речь идёт о том, что Константинопольский патриарх, вопреки своему историческому статусу «первого среди равных», фактически поставил себя в роли «восточного папы», обладающего среди автокефальных (независимых) Поместных Церквей «первенством власти». Это противоречит базовым православным канонам, однако далеко не все Церкви готовы открыто сказать это ему в лицо. Решилась только Русская Церковь в момент, когда Фанар вступил в общение с украинскими раскольниками и помог им создать псевдоавтокефальную лжецерковь ПЦУ. Фактически поддержав гонения на каноническую Украинскую Православную Церковь (самоуправляемую часть Московского Патриархата) со стороны украинских русофобских властей. Об этом в ходе встречи в Аммане подробно рассказал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.
Поскольку встреча проходила в условиях сугубой конфиденциальности при закрытых дверях, с владыкой Онуфрием нам удалось пообщаться только, как говорится, «на ногах»: «Хороший настрой, надеемся, всё будет хорошо. Но рассказывать пока нечего, будем встречаться и общаться дальше», – лаконично ответил на вопрос Царьграда об итогах встречи украинский Предстоятель.
Митрополит Онуфрий на Украине находится на самом острие борьбы местных раскольников-националистов против канонического Православия. И это прекрасно видят представители многих других Поместных Церквей. Так, в интервью телеканалу «Царьград» глава делегации Польской Православной Церкви архиепископ Люблинский и Холмский Авель в буквальном смысле разнёс ПЦУшников:
«В ПЦУ, или как её там, нет апостольского преемства – просто каких-то мальчиков поймали на улице и одели в красивые церковные одежды. И в том числе поэтому мы всегда выступали в поддержку канонической Украинской Церкви и её Предстоятеля, Блаженнейшего Митрополита Онуфрия».
Митрополит Онуфрий на Украине находится на самом острие борьбы местных раскольников-националистов против канонического Православия. Фото: свящ. Игорь Палкин / patriarchia.ru
Черногория не сдаётся
В похожей ситуации находится Сербская Православная Церковь, на чьи храмы в Черногории покушаются местные антицерковные либеральные власти во главе с западной марионеткой, втянувшим эту бывшую югославскую республику в НАТО Мило Джукановичем. Режим Джукановича принял закон, откровенно дискриминирующий Сербскую Церковь, Церковь абсолютного большинства черногорцев, вопреки колоссальному давлению сохраняющих сербскую идентичность.
Этой теме также было уделено особое внимание в ходе прошедшей Амманской встречи, в итоговом коммюнике которой сказано: «В отношении Черногории участвующие делегации настоятельно призвали её власти уважать и соблюдать основополагающие права собственности, в том числе права Церкви».
Телеканалу «Царьград» удалось встретиться с митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием, который дал понять, что мирные протесты православных черногорцев против антицерковного закона продолжатся и дальше. Владыка подчеркнул, что эти испытания только укрепили верующих:
«Сегодня в поддержку Церкви выступили даже многие совсем молодые люди, даже некрещёные. Они собираются вместе и идут на молебны, литии и крестные ходы, которые сейчас проходят в Черногории. Из Аммана мы вылетаем в Черногорию вместе с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Он приедет к нам, чтобы помочь, чтобы показать и укрепить братскую любовь между нами».
Слова митрополита Амфилохия отражают всё настроение прошедшей встречи: миролюбия и братской поддержки друг друга. Как отметил в частной беседе с автором этих строк глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, также присутствовавший на Амманском совещании, атмосфера была «по-настоящему братской и доверительной». Не было никаких острых споров, но только осознание общей ответственности за церковное единство.
Основным решением совещания стало не просто продолжить подобные встречи, но и пригласить к диалогу лично патриарха Варфоломея. Фото: свящ. Игорь Палкин / patriarchia.ru
Говорить, чтобы исцелить
При этом все участники встречи прекрасно понимают, что Константинопольская патриархия несвободна в своих действиях и в значительной степени зависит от западных кураторов. Но надежды, что проблемы сегодняшних церковных расколов и разногласий решатся всеправославным соборным консенсусом, сохраняются. А потому основным решением совещания стало не просто продолжить подобные встречи, одну из которых провести уже в течение 2020 года, но и пригласить к диалогу лично патриарха Варфоломея.
Словом, «мяч» сейчас на стороне Фанара. А смогут ли представители Константинопольского патриархата избавиться от эллинского высокомерия в отношении к славянским Церквам, а главное, от западного «поводка», покажет время. Главное, что даже самые проконстантинопольски настроенные участники Амманской встречи признали право Фанара только на «первенство (старшинство) чести», а не власти. И то, что, как говорится в итоговом коммюнике: «Вопросы всеправославного значения, в том числе дарование автокефалии тем или иным Церквам, должны решаться в духе всеправославного диалога и единства и на основе всеправославного консенсуса».
И это уже немало. А значит, надежда на то, что единство Православного мира сохранится, пока не потеряна. Собственно, «главное решение встречи в том, что будем встречаться дальше», – отметил, уезжая из Аммана, один из её ключевых участников, глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. И конечно, сразу же вспомнилась старая реклама из 1990-х: «Надо чаще встречаться». Слова банальные, но точные. Иначе проблем не решить.