Фото: Кирилл Зыков / АГН "Москва"
Можно ли считать отставку правительства Медведева "подавлением бунта" высокопоставленных чиновников или же замена министров носит иные причины и несёт совсем другую смысловую нагрузку?
Автор:
Иванов Борис
С отставки правительства Дмитрия Медведева и начала работы нового состава министров под руководством Михаила Мишустина прошло уже более месяца, но побудительные мотивы отставки предыдущего кабинета продолжают волновать экспертов.
«Школьное питание» — соломинка, сломавшая спину верблюда?
Политолог Марат Баширов считает, например, что после послания президента РФ Федеральному собранию имел место настоящий «бунт на корабле», вызванный идеей главы государства обеспечивать учеников начальных классов в школах бесплатным горячим питанием.
О том, что эта инициатива встретила сопротивление, сам Путин рассказал в ходе беседы с участниками рабочей группы по внесению изменений в Основной закон страны в эфире программы «Москва. Кремль. Путин», вышедшей на телеканале «Россия 1».
«Все были против!« — откровенно тогда заметил Путин. И Баширов тут же сделал далеко идущие выводы.
«Бунт… Это точно приблизило отставку, — заявил политолог. — Теперь вопрос, какие индикативные сигналы уже скопились до этого у президента Путина, что он решил после этого «все…» не просто поменять часть министров, а отставил их вместе с Медведевым?»
«Классический кризисный крест линии идеологического правителя-провидца с линией бюрократов, стерегущих своё нажитое и добытое, — охарактеризовал он якобы имевший место кризис и тут же сделал вывод о том, что голосование поправок в Конституцию и призвано вернуть «бюрократам» чувство реальности. — «Прогнуть» их можно только всенародной поддержкой. Вот цена голосования за Конституцию».
Действительно, в том, что многие инициативы главы государства не вызывают, мягко говоря, ответной симпатии у многочисленной армии российского чиновничества, особенно высокопоставленного, вряд ли стоит сомневаться. Тут и запрет на второе гражданство, и запрет на деньги в иностранных банках и активы за рубежом, и другие многочисленные ограничения для занятых на государственной и муниципальной службах. Но действительно ли вопрос о «бесплатном питании в школах» оказался настолько важен, что вызвал «бунт на корабле», после которого пришлось менять «палубную команду и кочегаров в машинном отделении»?
Сдаётся, господин политолог немного преувеличивает и не совсем корректно видит клубок причинно-следственных связей.
Начнём с того, что сменился далеко не весь состав министров. Те, кто в комплексе отвечает за этот вопрос, почему-то остались на своих местах. Вице-премьер по вопросам социальной политики Татьяна Голикова как была на своём посту, так на нём и осталась. Министр финансов Антон Силуанов утратил одну из своих статусных должностей — первого зампреда правительства РФ, — но остался по-прежнему главой финансового ведомства, распорядителем финансовых ресурсов. Ещё один человек, от которого зависит снабжение школьных столовых продуктами, министр сельского хозяйства, в чьём ведении агропром, также остался во главе Минсельхоза. Это Дмитрий Патрушев. Из тех, кто имеет отношение к решению данного вопроса, поменяли министра просвещения, но вряд ли занимавшая этот пост в прежнем составе правительства Ольга Васильева была против снабжения школьников бесплатным питанием. Ей это, скорее всего, пошло бы в актив. А потому противостоять такой инициативе у неё не было никаких резонов.
Какая-то пародия на «12 стульев» получается. Не находите?
«— Дело помощи детям должно находиться в тайне. Это, кстати, в ваших личных интересах, — провозгласил Остап. При этих словах Кислярскому захотелось дать ещё пятьдесят рублей, но больше уже не приходить ни на какие заседания. Он еле удержал себя от этого порыва».
Где собака порылась
На самом деле в период деятельности предыдущего правительства Дмитрия Медведева было принято много чего, что бы могло поднять на «бунт» министров гораздо более вероятнее. Однако надо бы принять в рассуждение хотя бы несколько обстоятельств.
Первое. Правительство Медведева не было отправлено в отставку. Инициатива шла от самого главы кабинета. Можно сколько угодно выдавать саркастичные замечания по этому поводу, но данный факт никто не отменял, хотя и понятно, что ещё до объявления своего решения Дмитрий Анатольевич поставил Владимира Владимировича в известность о своих намерениях как минимум. Можно сказать, что Путин здесь лишь принял известие о консолидированном решении правительства.
Второе и самое главное. У Путина были основания для недовольства правительством. Но совсем не по поводу «школьных завтраков». Вопрос стоит гораздо шире — уровень исполнения национальных проектов. Исполнительская дисциплина в правительстве РФ всегда хромала. Ещё в 1990-х. И эта болезнь была унаследована и последующими составами правительства. Ни для кого не секрет, что после принятия бюджета требуется принять ещё кучу подзаконных нормативных и других актов, чтобы можно было тратить деньги по расписанным статьям, и тебя за нерациональное расходование средств при этом не схватили за задницу Счётная палата и иные контрольно-ревизионные инстанции. И вот с этим в России всегда была проблема, начиная от Минфина и вплоть даже не до других министерств, а до служб и агентств. Обычно вся эта подготовительная работа заканчивалась к началу, если не к середине второго квартала.
И все эти правила не с лучшей стороны проявили себя в реализации нацпроектов. Правительству был дан год для оценки степени их реализации. Год прошёл — оценили. Итог — около 10% от заданных параметров. Где-то больше, но в основном меньше. Они должны стать локомотивами роста отечественной экономики, и когда идёт гигантское проседание именно по этим параметрам, а правительство расписывается в неумении обеспечить выполнение в заданных параметрах, его судьба становится предрешённой. «Отец» нацпроектов Андрей Белоусов стал первым зампредом правительства РФ не просто так. Произошла просто замена команды на тех, кто готов исполнять. И никакого «бунта на корабле». Никаких актов гражданского неповиновения.
Иначе трудно было бы объяснить, почему экс-министры правительства не ушли в безвестность, не стали просто отставниками, а получили новые и весьма ответственные должности. Как, например, тот же господин Орешкин, который из правительства перешёл в администрацию президента. От «бунтовщиков» государство избавляется сразу, жестоко и беспощадно, прекрасно отдавая себе отчёт, что они копают под его стабильность, а потому представляют наибольшую опасность. Лояльных, но не дееспособных в нужной степени исполнительности оставляют в резерве. Что мы и видим в данном случае.
А потому говорить о бунте вряд ли есть хоть какие-то основания. Хотя никто не спорит, что не бунт, но саботаж чиновников в России имеет место по полной программе. И это, наверное, гораздо большая опасность для государства и будущности России, нежели бунт и открытое неповиновение. И вполне возможно, что через год, именно исходя из степени реализации нацпроектов, будет решена судьба нынешнего правительства: продолжит оно работу в нынешнем составе или же будет заменено на более знающих и способных специалистов.
Так это или нет, как любят говорить, покажет время. Однако, наверное, не стоит уделять столь много времени рассмотрению этого вопроса впредь. Правительства в нашей стране приходят и уходят. Президенты, кстати, кто бы что ни говорил, — тоже. А вот народ, перефразируя одного известного вождя советской эпохи, остаётся. И президент, и правительство существуют как раз для этого народа. Для того, чтобы он мог как можно лучше жить, имел возможности для своего развития. И, как кажется, именно на этом, в нашем случае — на реализации национальных проектов, и стоит сосредоточить свои усилия и чиновникам, и министрам, и даже, не побоюсь этого слова, политологам. Большая часть которых анализирует уже свершившееся, в меру или нет используя разные составляющие «теории заговора», но, как показала история с той же отставкой министров во главе с Дмитрием Медведевым и назначением его преемника, оказывается совершенно бессильной в попытках увидеть будущее.