Фото: Сергей Киселёв / АГН "Москва"
"Русский язык — язык государствообразующего народа России". Такую формулировку хотят закрепить в Конституции. Эта идея вызвала у некоторых наших граждан опасения, что права других народов России ею ущемляются. Так ли это и что думают на этот счёт представители национальных меньшинств.
Автор:
Петрова Александра
«Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа», — так звучит формулировка, которую президент России внёс на рассмотрение в Госдуму. Также в поправках говорится о том, что русский народ входит в многонациональный союз равноправных народов РФ.
Итак, здесь закрепляется статус русского языка и подразумевается, что его главный носитель — русский народ — является государствообразующим. Конечно же, нашлись люди, которых такая поправка насторожила, а кого-то даже возмутила.
Так, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин заявил, что не видит «положительных перспектив в отражении в Конституции понятия «государствообразующий народ» применительно к одной-единственной нации». Он уточнил, что все коренные народы России внесли вклад в образование и сохранение нашего государства, а не только русские.
В соцсетях некоторые пользователи согласились с муфтием: «Такая статья в Конституции — это ущемление прав и свобод других наций РФ, это бомба под государство!», «Полностью поддерживаю», «Молодцы татары», «Всё правильно сказал».
Раскритиковали поправку о русском языке и государствообразующем народе и некоторые представители науки, например, профессор ВШЭ Леокадия Дробижева, которая считает, что данная поправка будет создавать трудности при интерпретации. А этнолог и академик Валерий Тишков у себя в Fаcebook намекнул, что поправку про государствообразующий народ придумали «дурные головы», и она «гробит страну».
Словом, некоторые восприняли предлагаемые поправки в Конституцию как национализм и ущемление прав других народов. Но так ли это?
Что позволено меньшинствам, не позволено большинству?
Посмотрим на конституции национальных республик, входящих в состав России. Находят ли в них отражение доминирующие по численности народы?
Взять конституцию того же Татарстана, чей муфтий выразил опасения по поводу статуса русского народа. Она начинается словами: «Настоящая Конституция, выражая волю многонационального народа Республики Татарстан и татарского народа…» То есть татарский народ упомянут отдельно, что подчёркивает его особое положение. И никто не обижается.
Из Конституции Башкортостана: «Принимая во внимание, что башкирский народ в XVI веке добровольно присоединился к России…» Опять видим башкирский народ, хотя в Башкортостане проживают десятки других народностей.
Из Конституции Чувашии: «Свидетельствуя уважение к многовековой истории чувашского народа, сохраняя самобытность народов, проживающих на территории Чувашской Республики…» Здесь тоже чувашский народ выделен из общего многонационального состава республики.
Если даже малые народы России отдельно упоминаются в национальных конституциях, почему же русские, составляющие, согласно Всероссийской переписи населения, 78% населения нашей страны, не могут претендовать на это? И что же несправедливого в том, что русских в таких условиях называют государствообразующим народом?
Понятие государствообразующего народа по своему семантическому значению подразумевает народ, который образовал, объединил вокруг себя, создал какое-то конкретное государство. Россия исторически была создана русским народом как национальное русское государство,
— подчеркнул заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора Константин Малофеев.
Более того, представители народов России не видят ничего дискриминирующего в предлагаемой поправке к Конституции.
«Русский язык всегда был объединяющим»
Так, председатель Совета отцов Тувы Хонук-оол Монгуш назвал предложения о статусе русского языка и языках других народов верными и сбалансированными. Он назвал русский язык «стержнем» и напомнил, что языки малых народов обогащаются благодаря переводам произведений русских классиков. Не менее важен русский язык и для создания общего экономического пространства. А лидер буддистов Тувы, Камбы-лама Джампел Лодой считает, что государствообразующая роль русского народа подтверждена историей всего нашего государства, которое основано на добровольном единении народов.
Поддержали поправки и в Коми. Председатель межрегионального общественного движения народа коми «Коми войтыр» Алексей Габов заявил о своей «всецелой поддержке» и о том, что «эти изменения назрели».
В Карачаево-Черкесии на эту тему высказался сопредседатель Межнационального Совета общественных организаций КЧР Руслан Хабов. По его мнению, русский язык и национальные языки и культуры взаимно обогащают друг друга. Благодаря этому произведения литературных мастеров Северного Кавказа заняли достойное место в отечественной литературе, а на Кавказе приобщились к русской классике. Одновременное развитие русской культуры и национальной даёт нам возможность «гордиться своим народом, своей малой Родиной и, самое главное, своей великой Родиной».
В Башкортостане предложения о статусе русского народа в Конституции поддержал народный артист России и Башкортостана Хурматулла Утяшев. «Мы, все нации — башкиры, казахи, русские и другие — после развала Союза проживаем в России, где много народов, и русский язык был всегда объединяющий. Хотя официально в Конституции не было этого пункта. Если он будет внесён в Конституцию, мне кажется, это будет во благо», — сказал он.
В Марий Эл тоже поддержали поправки. Так, директор Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В. М. Васильева Евгений Кузьмин сказал, что статус русского языка и русского народа в них закрепляет уже существующее положение дел, и «это признают все этносы».
Словом, несмотря на тревожные предупреждения некоторых деятелей науки и культуры и просто тех, кто по каким-то причинам не любит русских, в национальных республиках не видят никакой проблемы в закреплении государствообразующего статуса русского народа в Конституции и даже поддерживают это.
И в заключение хочется привести мнение на эту тему политического аналитика Михаила Демурина:
На протяжении всей истории нашей страны только один народ был готов взять и брал на себя ответственность за страну в целом. Ни один из народов Российской Империи и Советского Союза не был готов к этому и не был способен это сделать. Точно так же обстоит дело и сейчас. Это надо просто признать. На мой взгляд, предложенная на этот счёт формулировка не только не является «перебором», она ещё и слаба!