Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"
Работа над поправками в российскую Конституцию вышла на финишную прямую. Владимир Путин внёс свои предложения о конституционных поправках в Государственную Думу. О ключевых из них, их смысле и значении телеканалу "Царьград" рассказал председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, член рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию России Андрей Клишас.
Автор:
Вавилова Анна
Дополнительные социальные гарантии
«Царьград»: Андрей Александрович, хотелось бы последовательно обсудить все конституционные изменения, которые президент вносит в Госдуму. Предлагаю начать с социального блока.
Андрей Клишас: Вы правильно начинаете именно с социального блока, с социальных проблем. Это как раз те самые предложения, которые в созданную президентом нашу рабочую группу поступали в самом большом количестве. Людям показалось важным, что президент в послании Федеральному Собранию предложил имеющийся уровень социальных гарантий поднять на конституционный уровень. И они активно поддержали эту идею.
В поправках, которые 2 марта внёс в Госдуму президент, чётко говорится о том, что индексация пенсий будет производиться не реже раза в год. Также появляется такое важное понятие как социально ориентированная государственная политика. Это очень важный критерий, учитывая который и правительство, и парламент, и сам президент как гарант Конституции будут оценивать любые национальные программы, национальные проекты.
В списке социальных поправок я бы выделил те, которые касаются актуальной повестки сегодняшней жизни людей. Мы знаем, люди возмущались тем, что во многих регионах недоступна качественная медицинская помощь. Сейчас у нас появляется конституционное положение, которое говорит об обязанности государства с участием органов местного самоуправления обеспечить доступность медицинской помощи. Появляются положения об общественном здоровье, об обязанности государства организовать условия, чтобы люди могли вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой и спортом.
Все эти вопросы непосредственно затрагивают качество жизни людей. И именно они стали основными в предложенных поправках в Конституцию. Все предложения, которые президент сформулировал в части улучшения функционирования органов власти, имеют одну-единственную цель — чтобы все органы власти чётко понимали, что обязаны должным образом реагировать на запросы, которые общество посылает государству. И в первую очередь это вопросы социальных гарантий.
Союз нерушимый мужчины и женщины
Ц.: Здесь же стоит вспомнить поправку об упоминании брака как союза между мужчиной и женщиной.
А. К.: Этот вопрос пытаются подать как политический. Но это и достаточно важный юридический вопрос. Ведь институт брака как союза мужчины и женщины существует уже много веков, и подавляющее большинство людей, причём не только у нас в стране, но и во всём мире воспринимает брак именно таким образом.
Кстати, президент поправил тех, кто говорил о семье как о союзе мужчины и женщины. Мы знаем, что есть неполные семьи, где, к сожалению, детей воспитывает один из родителей, папа или мама, а бывают ситуации, что бабушка или дедушка. Очень важно отметить и понять, что в этой части речь идёт не о семье, а именно о браке как об одном из древнейших правовых институтов, как о союзе мужчины и женщины. И то, что это будет закреплено в Конституции – абсолютно правильно.
Мы видим, как сегодня во многих странах пытаются размыть традиционные общественные институты. В России не существует никакой дискриминации в отношении кого бы то ни было, но подводить под институт семьи совершенно другие, с позволения сказать, союзы, абсолютно неверно. Это разрушает правовую систему. В нашем Семейном кодексе уже есть понимание брака именно как союза мужчины и женщины, и наши люди не хотят, чтобы в будущем это могло быть пересмотрено.
В современной Европе парламенты с необычайной лёгкостью отказываются от традиционных институтов, в том числе традиционного брака, который веками был естественной частью правовой системы этих стран. Поэтому люди хотят, чтобы гарантия того, как брак понимается в нашей стране, была закреплена в Конституции.
Обратите внимание, в последней редакции поправок, предложенных президентом, есть ещё один очень важный момент: там говорится о приоритете семейного воспитания. Именно традиционная семья должна быть основой, которая даёт ребёнку представление об окружающем мире, которая прививает основные нравственные, культурные, религиозные идеалы.
Мы постулируем в Конституции приоритет семейного воспитания, но говорим и о том, что если ребёнок оказался в ситуации, когда о нём некому позаботиться, когда он остался без попечения родителей и родственников, тогда все эти обязанности должно взять на себя государство. И это тоже отражено в президентских поправках, каждая из которых говорит не об абстракциях, а о конкретных проблемах, беспокоящих людей.
Россия – по-русски!
Ц.: Предложенные поправки говорят о том, что реверансы в сторону Запада закончились?
А. К.: У нас нет желания как-то обидеть или ущемить Запад, просто есть желание сохранить собственную культурную, правовую, религиозную, этническую и языковую идентичность. Нельзя растворяться среди других народов. Ценность нашей цивилизации, которая развивается на просторах нашей многонациональной страны, и, я надеюсь, будет успешно развиваться ещё многие-многие века, состоит в её самобытности.
Все наши народы могут спокойно развиваться, говорить на своём национальном языке, изучать этот язык в школах, издавать газеты, журналы, вести телепередачи, свободно исповедовать какую-либо религию либо не исповедовать никакой. Это и есть важнейший элемент нашей культурной национальной, правовой и, в конечном итоге, конституционной идентичности.
Ц.: И здесь мы плавно подходим к закреплению русского языка как языка государствообразующего народа.
А. К.: Это достаточно тонкий момент. И юристы, и историки, и культурологи достаточно долго думали над правильностью той или иной конституционной формулировки. У нас есть республики, где закреплена та или иная национальность, например, в Конституции Татарстана. И наших братьев можно понять.
Сегодня Татарстан — это одна из самых развитых, сильных и в культурном, и в экономическом плане республик Российской Федерации. А это следствие того, что самосознание людей, живущих в Татарстане, включает в себя все эти религиозные, национальные и исторические аспекты.
Мы очень долго думали, как это сформулировать так, чтобы показать, что все мы скреплены государствообразующим народом и языком, которые цементируют наше культурное пространство, в рамках которого свободно развиваются все культуры, языки и все традиции.
Ц.: Ещё очень важная поправка касается нашей территориальной целостности…
А. К.: Люди видят, что происходит у наших соседей, и не хотят распада нашей страны. Это ведь тоже историческая память. Подобные процессы зачастую заканчиваются трагедией — как распад Советского Союза стал трагедией для миллионов семей. Как и до этого распад Российской Империи.
Потеря территории – это не потеря квадратных метров или километров, это отказ от собственных граждан. Люди не хотят, чтобы государство от них отказывалось, они принципиально против этого. И поэтому положение о территориальной целостности должно стать ценностью Конституции, поскольку признаётся всеми гражданами.
Ц.: Насколько значима поправка относительно запрета на иностранное гражданство госслужащих?
А. К.: У нас и сегодня в законодательстве есть ограничения для государственных служащих и на определенные финансовые активы за рубежом, и на иностранное гражданство. По сути, это то же самое.
Люди считают, что те, кто служит государству и народу, должны согласиться с определёнными ограничениями, и не хотят, чтобы это в будущем изменилось. Поэтому те, кто пойдут на государственную службу, должны понимать, теперь это будет требованием Конституции. К слову, Владимир Путин на встрече с нашей рабочей группой сказал, чтобы мы не забыли и президента туда записать.
Историческая память как основа
Ц.: Среди конституционных поправок есть и те, что защитят нашу историю от фальсификаций?
А. К.: Пересмотр истории, попытка фальсификации тех или иных исторических событий, когда нам предлагают оригинальный взгляд на прошлое, это всегда не о прошлом. Это всегда о сегодняшнем дне, о попытке пересмотреть нашу сегодняшнюю роль в современном мире, заставить провести переоценку, как правило, в сторону понижения и наших сегодняшних достижений, и, конечно, достижений наших отцов и дедов.
И ещё одна очень важная деталь: люди настояли на том, чтобы в Конституции появилась историческая преемственность. Безусловно, каждый исторический этап сыграл огромную роль в истории современной России, и от этого наследия мы не можем отказаться. В частности, от Российской Империи с её многовековыми традициями, на которых она строила свои отношения с населяющими её народами: все нации развивались свободно.
Советский Союз сохранил многие эти принципы. Были определённые перегибы, когда тем или иным национальным вопросам придавалось гипертрофированное значение. С этим отчасти связана и проблема Украины, где на значительной части территорий проходила насильственная украинизация. Сегодня на этих территориях мы имеем серьёзные проблемы.
У России есть непрерывный цикл нашего исторического развития, и у каждого периода есть своя ценность. Наши отцы и деды внесли большой вклад в то, чтобы Россия стала великим государством, одним из важнейших участников системы международных отношений. Всё это должно быть зафиксировано сегодня в Конституции. Люди настаивали на этом, и президент согласился.
Ц.: Как будет работать поправка относительно недопустимости искажения истории Великой Отечественной войны?
А. К.: Мы никоим образом не собирались ограничить свободу научных исследований, но нельзя фальсифицировать исторические документы или придумывать факты. Это не такая безобидная вещь. Необходимо уважение к памяти людей, отстоявших страну в чрезвычайно тяжёлых условиях. Обратите внимание, в Конституцию будет внесена формулировка «павших за Отечество», речь не идёт о каком-то отдельном периоде.
Хранимая Богом родная земля
Ц.: И в заключение хотелось бы поговорить об одной из самых важных, но вместе с тем самых дискуссионных поправок: об упоминании в Конституции Бога…
А. К.: Да, эту тему неоднозначно интерпретируют. Но давайте посмотрим на формулировку. Ведь там говорится, что наши предки передали нам определённые идеалы и веру в Бога. Они нам передали или нет? Давайте каждый зададим себе честно этот вопрос.
Какой бы религии мы ни придерживались, к какой бы конфессии себя ни относили, даже если мы вообще атеисты, когда мы берём в руки произведения русских классиков, понимаем, что это написано с глубокой верой. Верой в идеалы наших предков, в том числе и верой в Бога. Без осознания этого нам не понять огромные периоды русской истории, огромные пласты культуры, традиции, традиций других народов, населяющих нашу страну.
Предки нам передали веру в Бога, а как мы ей распорядимся, это уже наше с вами дело. Мы можем отказаться, можем не верить в Бога, можем быть приверженцами той или религии, но это факт. Наши предки с этой верой строили государство, создавали выдающиеся произведения мировой культуры, литературы, искусства, погибали за Отечество. И это нужно помнить и ценить.
Когда мы обсуждали необходимость отразить в Конституции веру в Бога с известными иерархами Русской Православной Церкви и представителями исламского духовенства, они все обращали внимание на то, что принципы светского государства должны оставаться неизменными. Граждане России могут исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой. Это положение сохраняется, но ему никак не противоречит то, что веру в Бога нам передали наши предки, жившие с пониманием того, что Господь оценивает все их поступки.
Ц.: Но что интересно: как только противники этой поправки поняли, что атеисты не будут ущемлены в своих правах, они сразу перекинулись на «защиту» мусульман.
А. К.: Этой части общества не очень важно, в чём состоит суть противоречия, главное – противоречить. Давайте посмотрим на заявление религиозных лидеров России, в том числе исламских. И мы увидим, что слово «Бог» там написано по-русски, на государственном языке Российской Федерации. По-русски – «Бог», мусульмане говорят «Аллах» и «Всевышний», иудеи – «Яхве» и так далее.
Те же, кто относит себя к атеистам и начинает спорить, что Бог – это «только православный Бог», занимаются недобросовестными спекуляциями. Эти люди сами в Бога не верят, но нас пытаются научить, как правильно именовать Бога в Конституции. А это и смешно, и досадно.