Фото: EUPA-IMAGES / Shutterstock.com
Царьград размышляет, стоит ли огорчаться решению об отмене музыкального конкурса, ставшего олицетворением скандалов и политической предвзятости, или, как бы жёстко это ни прозвучало, сказать за это заразе спасибо?
Автор:
Степанов Александр
Европейский вещательный союз (англ. – EBU) принял решение отменить проведение Евровидения в нынешнем году – конечно, из-за пандемии коронавируса, захватившей Европу.
С глубоким сожалением мы вынуждены объявить об отмене конкурса песни Евровидение-2020 в Роттердаме, – говорится в официальном сообщении организации. – За последние несколько недель мы изучили множество альтернативных вариантов, чтобы этого избежать. Однако неопределённость, вызванная распространением COVID-19 по всей Европе, а также ограничения, введённые голландскими властями, означают, что Европейский вещательный союз отменяет прямую трансляцию мероприятия, как планировалось.
Собственно, этого следовало ожидать. По всей видимости, конкурс с тем же составом участников проведут уже в 2021-м. Правда, номера для выступления им придётся подготовить другие.
Стоит ли по этому поводу грустить?
Из истории вопроса: каких результатов добивались певцы из России на Евровидении
Начиная с первого участия России в Евровидении в 1994-м, когда на конкурсе в Дублине выступила певица Юдифь с композицией «Вечный странник», заняв 9-е место, наша страна выигрывала лишь один раз – в 2008-м это сделал Дима Билан, исполнив песню Believe на английском.
Ещё четырежды (Алсу в 2000-м, Билан в 2006-м, «Бурановские бабушки» в 2012-м и Полина Гагарина в 2015-м) российские певцы занимали второе место, плюс столько же раз выходили на третью строчку (t.A.T.u. в 2003-м, Serebro в 2007-м и Сергей Лазарев в 2016-м и в 2019-м).
Чаще результаты были довольно слабые – не смогли, к примеру, в 1994-м показать хороший результат Филипп Киркоров («Колыбельная для вулкана», 17-е место), а спустя два года – Алла Пугачёва (песня «Примадонна», 19-е место), Мумий-Тролль («Lady Alpine Blue», 12-е место) в 2001-м, и Юлия Савичева («Believe me») в 2004-м.
Но за 23 попытки, в принципе, неплохо, особенно если учесть, что трижды мы пропускали участие в этом конкурсе, включая скандальное отстранение Юлии Самойловой в позапрошлом году, когда Евровидение принимал Киев и певице из нашей страны запретили въезд на Украину за посещение ею Крыма после присоединения полуострова к России.
Что готовила наша страна в этом году?
А вот в нынешнем году, в Роттердаме, у России шансы выиграть точно были – группа Little Big собиралась исполнить там песню Uno, клип на которую собрал примерно 33 миллиона просмотров в YouTube за какие-то пять дней.
Группа Little Big исполняет песню Uno. Фото: Little BIG / facebook.com
Это – очень много. И, по идее, популярность, набранная композицией в открытом доступе, могла сыграть на руку ребятам: там ведь, как в маркетинге, – если умеешь подать товар покупателю (то есть публике), всё получится.
Однако не факт ведь, что Little Big, в соответствии с анонсированным EBU условием, сумеет сочинить и записать ещё одну композицию, способную заполучить много поклонников.
Бородатая бабомужик…
Организаторы Евровидения утверждают, будто бы это – исключительно конкурс песни и музыкальных талантов, но в реальности буквально каждый год его сотрясают скандалы, связанные именно с политикой.
Взять, скажем, ещё «досанкционный» период, когда в 2011-м российскому певцу Алексею Воробьёву в Германии не дали подарить гостям и участникам шоу Георгиевские ленточки, чтобы поздравить их с Днём Победы. Тогда зрители дали Воробьёву 138 баллов (это было 7-е место), а вот жюри – только 25. В итоге он занял лишь 16-ю строчку – многие эксперты связали это с «воспоминаниями» об августе 2008-го и пятидневной войне с Грузией, нагло атаковавшей Южную Осетию, после чего Тбилиси пришлось «принуждать к миру».
А с 2014-го для России это давление стало особенно заметным.
В том году, когда Крым стал российским, на конкурсе от нашей страны выступали сёстры Толмачёвы. И пели они вообще-то о любви, но – в тексте кто-то внезапно усмотрел созвучие с названием полуострова, и получилась очередная истерия с «агентами Кремля».
А победу на Евровидении-2014, вопреки всем прогнозам, одержало «оно» – в смысле, бородатая бабомужик Кончита Вурст, и критики тогда говорили, что это тоже сделано «назло России», выступающей за традиционные ценности.
Впрочем, не только мы, но и другие страны выразили протест, узнав о выборе представителя от Австрии – та же Турция, например, вообще отказалась от участия в конкурсе, совсем.
Кончита Вурст победил (-ла, -ло) на Евровидении-2014. Фото: HILLERGREN ANDREAS / Globallookpress
Россия, Белоруссия и Армения направили запрос в EBU, чтобы получить разрешение не транслировать это безобразие – такого и по закону-то, кстати, нельзя делать: есть ведь запрет на пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. Но нет, отказали.
…и закулисные интриги
В 2016-м максимальное количество баллов в зрительском голосовании набрал Сергей Лазарев. Но победу отдали представительнице Украины Джамале. Иначе, страшно представить, следующее музыкальное состязание пришлось бы проводить в Москве.
А ведь Джамала выступила с песней, в которой хоть и рассказывалось о депортации крымских татар в далёком 1944-м, но совершенно явственно чувствовалась политическая подоплёка – с учётом-то обвинений в адрес нашей страны. И все об этом говорили, и все прямо на это указывали, а сайты и соцсети Незалежной (и не только) полыхали злорадством.
И что? А ничего. Пропустили.
Только организаторы конкурса формально призвали судей к объективности и исключении той самой политической мотивации при принятии решений. В итоге призыв услышали: часть жюри просто проигнорировала выступление Лазарева, а двадцать стран из сорока одной не дали России ни одного балла. Так-то.
В 2016-м максимальное количество баллов в зрительском голосовании набрал Сергей Лазарев. Фото: Aftonbladet / Globallookpress
Да ещё и на том же Евровидении-2016, как бы случайно, в официальном видеоанонсе выступлений конкурсантов его составители расширили территорию Украины, включив в неё ещё и наш Краснодарский край – на радость жовто-блакитным нацикам.
Про следующий год и конкурс в Киеве (благодаря победе Джамалы) все и так помнят, да? Как СБУ, фактически накануне Евровидения-2017, запретила въезд на территорию страны Юлии Самойловой: из-за того, что она принимала участие в 2015-м в концерте в Крыму, а, мол, для «иностранцев необходимо иметь специальное разрешение».
Организаторы устроили ритуальное шоу в адрес Киева: сначала выразили разочарование, а потом и вовсе оштрафовали. Вот только вскоре внесли изменения в правила конкурса – добавив пункт, которым исключается участие в Евровидении артистов или членов делегаций, «прошлое которых может дать властям принимающей страны повод запретить им въезд в соответствии с национальным законодательством».
А кто-то говорит, что в Евровидении нет политики! Смешно, право. Это шоу с миллиардной телеаудиторией как раз и есть великолепная площадка для демаршей и демонстрации своей позиции всему миру.
Макнуть одних, погладить по шёрстке других.
Иногда, впрочем, выходит криво. Вспоминается, как в прошлом году Украина долго-долго пыжилась, пытаясь выбрать подходящего артиста.
То первые претендентки, сёстры-близнецы Анна и Мария Опанасюк, не прошли тест на благонадёжность, отказавшись признать «оккупацию Крыма» и «войну с Россией на Донбассе», и им дали только 6-е место в национальном отборе.
Сёстры-близнецы Анна и Мария Опанасюк не прошли тест на благонадёжность. Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress
То победительница этого самого отбора певица Maruv, когда перед ней поставили выбор, гастроли в России или Евровидение, фактически выбрала первое, а на Украине объявили о вмешательстве в процесс неких «информационных структур».
«Вот вам и польза от коронавируса»
Кстати, если некоторые полагают, что отказ от Евровидения вызвал в России очень уж большую печаль (сравнимую, скажем, с остановкой футбольных Лиги чемпионов, Лиги Европы и национального чемпионата или переносом чемпионата Европы), то это, мягко говоря, не совсем так.
Достаточно почитать мнения самих людей.
Царьград приводит только некоторые из них:
«Слава Богу! Может, вся эта бесовщина в мире закончится вместе с коронавирусом!»
«Потрясены» они! Чем? Чемпионат Европы по ФУТБОЛУ, значит, перенесли, а «Песня нам строить и жить помогает»? Оглянитесь!»
«Урааааа! Г…конкурс отменили!»
«Я думаю, что, кроме завсегдатаев «Голубой Устрицы», это действо никому не интересно…»
«Свершилось, фриков больше не будет на ТВ. Единственная польза от коронавируса!»
«Его смотрят миллионы просто ради того, чтобы узнать, как страны друг к другу относятся. Чисто политическое шоу!»
«В 2020 году 1-е место на Евровидении занял коронавирус!»
«Чего отменять-то? Перевести на удалёнку, и всего делов! От артистов (прости, Господи!) клипы, а голосовать можно удалённо. Тоже мне проблема. Это всё спецом, чтобы нашим первое место не отдавать».
«Евровидение отменили, потому что следующее проходило бы в России. Исходя из количества просмотров и лайков к видео наших, на сайте Евровидения вывод только такой…»
«Да никому и не нужно это клоунское Евровидение».
«Самая хорошая новость за последний месяц».
«Хоть какая-то польза от COVID. COVIDение».
«Это сборище содомитов, извращенцев и просто умалишённых людей стоит вообще закрыть!»
И таких мнений – множество, их, по оценкам, значительно больше, чем высказываний в защиту Евровидения или сожалений в связи с его отменой.
Единственно – было бы всё-таки интересно посмотреть, получилось бы у российской группы, в самом-то деле, победить в этой игре? Или победу бы вновь нагло украли?