Корабль, затонувший в шторм, часто уносит с собой всех пассажиров и экипаж. Но даже при ясной погоде и спокойной воде число жертв аварии бывает очень большим. Существует несколько причин высокого уровня смертности при кораблекрушении.
Важную роль играют сопутствующие факторы. Паром «Донья Пас», столкнувшийся в 1987 году с танкером «Вектор», оказался в окружении горящей нефти. Более 4 300 человек погибло, попав в огонь или задохнувшись. В менее агрессивных условиях шансы на спасение выше. Но они зависят от поведения людей и внешних факторов.
Температура воды
Основная причина, почему гибнут люди – переохлаждение. В теплой воде (около 30°С) человек сохранит сознание 8-12 ч. При 15°С – средней температуре Тихого океана, это происходит через 2-4 ч. Если человека на плаву удержит спасательный жилет, он все равно погибнет на 5-й час нахождения в воде.
Существуют рекомендации по замедлению потери тепла. Если время позволяет, необходимо надеть под жилет как можно больше одежды. В воде специалисты рекомендуют принять позу эмбриона, по возможности – держаться группами. Помимо сохранения тепла, большое скопление людей легче заметить спасателям.
Сопутствующие повреждения
Покидая тонущее судно, человек может удариться о воду или уже плавающие в ней объекты. Нередки случаи, когда на одного спасающегося сверху падает другой.
Механизмы корабля часто продолжают работать до последнего. Люди могут пострадать от подводных взрывов. Кроме того, тонущее судно создает воронку, куда затягивает расположенные рядом мелкие объекты. Оказавшись в воде, человек должен постараться сразу отплыть от места крушения хотя бы на 100 м. Удаляться сильнее не рекомендуется. Оказавшись в относительно безопасной зоне, пострадавшему необходимо совершать как можно меньше движений, чтобы экономить энергию.
Поведение
Паника – опасный «партнер» кораблекрушения. В 1898 году из 728 пассажиров лайнера La Bourgogne спаслось 173 человека; преимущественно мужчины. На корабле находилось несколько матросов, ранее побывавших в похожей катастрофе. Запаниковав, они начали пробиваться к шлюпкам с помощью оружия. Вскоре к ним присоединились некоторые пассажиры 3-го класса.
Даже в холодной, но спокойной воде достаточно легко удержаться на плаву. Но, спокойно проводя время в бассейне, человек может запаниковать в открытом море. Беспорядочно мечась, он быстрее израсходует энергию, вызывая переохлаждение. Некоторые, стремясь спастись, хватаются за соседей. В результате утонуть рискуют оба.