Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press
Круглая дата со дня гибели атомной подлодки "Курск", гибели, показавшей всю едва ли не бесконечную беспомощность тогдашнего российского флота, ещё раз заставляет взглянуть на то, каким стал русский флот сегодня.
Автор:
Александр Цыганов
Недавний парад кораблей на День Военно-Морского флота России в комментариях и откликах сопровождался двоякого рода эмоциями. Как правило, впечатление было положительным, настроение – приподнятым, и восхищение зрелищем выстроенной в кильватер мощи – искренним. В том числе, как ни странно, и на Западе. Судя, по крайней мере, по откликам на сообщения о параде на сайтах зарубежных изданий.
Однако…
Но повод, право, мал…
Нет, яду в комментариях подпускалось – тоже. И, признаем, основания для этого были. Особенно со стороны граждан тех стран, которые были и остаются враждебными по отношению к России.
Взять, скажем, США. Ни в одном нашем городе, где проводился парад в День ВМФ, не показали ничего подобного авианосцу США «Гарри Трумэн». Или пусть неуклюжему и бесполезному, но всё же эсминцу нового поколения «Замволт». Даже вконец одичавшая Британия имеет и строит авианосцы. Не говоря про Китай. А региональная страна Турция бьёт наш Черноморский флот по количеству и тоннажу. И вновь не говоря о… Не говоря о Японии, рядом с ВМС которой наши морские силы на Тихом океане представляются Порт-Артурской эскадрой перед Русско-японской войной 1904–1905 годов.
На самом деле, подтвердили в разговорах с Царьградом некоторые заслуженные специалисты в военно-морской области: ничего поразительного на параде представлено не было.
Что до того же пресловутого авианосца – нет их у нас. А единственный авианесущий крейсер продолжает оставаться в перманентном ремонте, и когда тот закончится, никто ответственно не скажет. После диверсии с затоплением плавучего дока создалась ситуация типа патовой.
Как всегда, в зачёт пошёл самый большой и лучший атомный крейсер в мире – но опять же единственный: корабль проекта 1144 «Орлан» «Пётр Великий». Как – признаем, несколько смело — утверждают на флоте, он в одиночку способен противостоять всему НАТО. Да, скорее всего, крейсер проекта «Орлан» действительно в состоянии утопить американский авианосец. Но это, что называется, «при условии». При условии, когда на него самого не будут пикировать противокорабельные ракеты, беспилотники, самолёты-штурмовики, а снизу не будут подбираться подводные лодки противника. Он, в общем, дорого продаст свою жизнь, но чтобы за жизнь побороться, «Пётр Великий» обязан окружить себя тем же ордером вспомогательных кораблей, что и американский авианосец. То есть создать нечто вроде АУГ, только не авианосной ударной группировки, а – крейсерской. Да, ныне так только и возможно. Но в трезвом итоге получается, что у нас одна АУГ против американских одиннадцати. И несметного количества их эсминцев типа «Арли Бёрк», равных нашим фрегатам. Которых у нас… да, единицы. По пальчикам одной руки…
Итак, чем восхищаться? Показанными «Буянами» и «Каракуртами»? Которые «малый ракетный кораблик»?
Не маловат ли тогда повод для радости?
Нет, не маловат…
Как отметил, говоря о комментариях к параду, в разговоре с Царьградом один из выдающихся российских военных экспертов Виктор Литовкин, «кто-то восхищался, а кто-то и посмеивался». На уточняющие вопросы военный обозреватель ТАСС ответил в том смысле, что ряд изданий на Западе воткнул нам шпильку в том смысле, что кораблики-то показали маленькие, почти комнатные. Катера, малые ракетные корабли, сторожевики.
Оно и верно: самым большим кораблём был то ли перекорвет, то ли недоэсминец «Адмирал Касатонов». И то – стоял. А те, что шли, были из старых проектов (частично) и заметно дымили.
Однако! Ведь и на самом деле на параде была показана главная военно-морская мощь России! Да, она сконцентрирована в малых ракетных кораблях проектов «Буян» и «Каракурт». Потому что именно в них заключается главная беда для Запада, буде он от враждебных, но мирных действий захочет перейти к враждебным военным.
Царьград недавно передавал размышления профессионального военно-морского эксперта, который говорил примерно о том, что нам сегодня ни авианосный, ни даже тяжёлый крейсерский флот не нужен.
Имеется в виду – по надводным силам, потому как в подводных, как отмечают компетентные специалисты из ВМФ, Россия обладает вполне необоримыми позициями и полностью обеспеченной обороной.
Так вот, авианосный флот невыносимо дорог. Для нашей экономики уж точно. В то же время не очень ясно, что с ним делать, кого воевать и главное – как его защищать. В условиях, когда на море происходит настоящая революция в вооружении, считая гиперзвуковые ракеты, невыслеживаемые «Посейдоны», крылатые ракеты с радиусом от 5,5 тысяч километров до практически бесконечности, всё мощнее развивающееся электромагнитное оружие и вообще оружие на новых физических принципах.
К тому же, как показывает практика, даже три АУГ ничего не могут сделать ни с Северной Кореей, ни с Ираном. А перед нами ведь не стоит, как перед американцами, задачи нагнуть какого-нибудь пуэрториканского диктатора или напугать кровавого мэра Сиэтла. Зато решить главную задачу флота – внести свой вклад в дело национальной обороны и не дать врагу впасть в ложное искушение напасть на Россию, – это малые наши ракетные корабли делают уже сегодня.
Потому что у этих корабликов огневая мощь сосредоточена в ракетах «Калибр», которые летают на полторы тысячи километров. А поймать эти кораблики для превентивного удара с уничтожением – сложно. Ибо они с их размерами и водоизмещением могут незамеченными находиться в любой момент где угодно. И особенно – на территории России. Там, где есть реки, по которым эти корабли водоизмещением меньше 1000 тонн вполне могут передвигаться. А таких рек в России много. И потому перебросить какой-нибудь «Вышний Волочёк» с Чёрного моря на Белое, по пути развалив Англию, – ну, чисто штабная задача.
А для США практически неустранимая угроза – подводные ракетоносцы нынешних поколений. «Борей-А» проект называется.
Мал, да удал…
Более того. Как сказал Царьграду один из компетентных специалистов в военно-морской области, с нынешним развитием ракетного оружия «каждый катер – это корабль». Особенно, когда – а по нынешним временам это «когда» близко к значению «всегда» – действует «в комплексе с берегом, воздухом, космосом, эфиром». То есть становится частью большой сетецентрической группировки, которая при помощи разных средств обеспечивает себя слежением, связью, целеуказанием, эфирным, то есть радиотехническим подавлением, и так далее. При этом средства этого всего совершенно не обязаны быть большими. Да хоть с детский кораблик, если он нужную этому «рою» задачу выполняет!
И того же катера достаточно, если на него можно хотя бы один стандартный 20- или 40-футовый морской контейнер поставить. С пусковыми установками для ракет внутри. Сообщалось, кстати, что такого рода системы начнут до конца лета испытываться на морских полигонах Северного флота. С завершением до конца года. Такие контейнеры могут нести внутри самые разные виды вооружения – от противокорабельных и крылатых ракет до ракет ПВО и ракетоторпед противолодочной обороны. Следующий шаг к универсальности: устанавливаться могут на палубе или под палубой, интегрируются в корабельную боевую систему управления, запитываются энергией от корабельной сети или же работают автономно. Ставятся на различные виды кораблей – от патрульных и катеров до корветов и даже ледоколов. Таких, например, как патрульный ледокол проекта 23550 «Иван Папанин».
Иными словами, использование таких стандартных контейнеров существенно упростит боевую и транспортную логистику и одновременно критически усложнит задачу противника по определению угрозы. Поди, супостат, угадай, от кого тебе прилетит, реши ты пойти дальше бесполезных слов в требованиях к России!
И что сделает «Теодор Рузвельт» какому-нибудь «Вышнему Волочку», спокойно бредущему под Вышним Волочком с подобным контейнером?
В общем, концепция «мал, да удал» вполне имеет большие боевые перспективы. Что, признаем, всяко лучше, нежели большой авианосец с перспективами, которых не хватает даже на то, чтобы пугнуть Северную Корею.