Фото: АГН "Москва"
Сопредседатель рабочей группы по внесению поправок в Конституцию рассказал журналистам о смысле проходящей работы. Для некоторых его уточнения стали откровением.
Автор:
Гришин Александр
Уже 10 марта Госдума во втором чтении намерена рассмотреть законопроект о поправках в Конституцию. Их приём закончился в минувший понедельник, и сопредседатель рабочей группы по внесению поправок, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас на пресс-конференции рассказал о том, как обстоят дела с этим вопросом по состоянию на 5 марта.
Кому Бог, а кому идеалы
По его словам, наибольшее количество поправок поступило по двум группам вопросов: социального характера, науки, культуры, образования и функционирования системы органов публичной власти. По первой группе поступило 252 поправки, по второй — 185. При этом часть из них дублировала аналогичные.
«Дальше уже меньший объём, но везде по всем вопросам количество поправок измерялось десятками. Следующим по массиву было местное самоуправление, суд и прокуратура уже поменьше, вопросы международного права — тоже несколько десятков», — подытожил сенатор и ответил на вопросы журналистов по самым резонансным поправкам. Одной из таких, как и следовало ожидать, было внесение в текст одной из статей Конституции упоминания о Боге, которое некоторые особо воинствующие атеисты восприняли как отказ России от светского характера государства.
«Светское государство закреплено именно в неизменяемых главах Конституции. Это касается как принципа светского государства, так и положения, что граждане РФ вправе исповедовать какую-либо религию либо не исповедовать никакой. Когда мы говорим об упоминании о Боге в тексте поправок, там говорится о том, что предки передали нам идеалы веры в Бога, это не говорит о том, что Россия отказывается от принципа светского государства, — разъяснил Андрей Александрович и буквально ошарашил журналистов мнением патриарха Кирилла по этому вопросу, которое он сам услышал буквально накануне вечером. — Принцип светского государства Церковь считает одной из важнейших конституционных ценностей. Я уверен, что Церковь (РПЦ. — Прим. авт.) и другие конфессии никоим образом не хотели бы отказа от этого принципа».
По его словам, нет никаких признаков того, что церковное право начинает регулировать другие сферы, а потому все опасения на этот счёт беспочвенны. А те, кто распространяет такие слухи или прогнозы, делают это либо от незнания, либо преследуя свои, публично не афишируемые цели.
Дети — достояние страны, но семейная ценность
Незнание порождает искривлённое восприятие не только по этому вопросу. Отвечая на вопрос журналиста Царьграда о том, не сыграют ли поправки, объявляющие детей достоянием страны, в плюс развитию ювенальной системы, когда уже в нашей стране органы опеки неправосудно отбирают детей у родителей, и уже есть такого рода опасения, Андрей Клишас чуть не фыркнул вначале.
«Меня поражает, когда люди читают не то, что написано, а додумывают что-то своё, пугаются сами своих же придумок и начинают потом критиковать. Причём критикуют не поправки, а свои собственные страхи, — начал он ответ, но тут же перешёл к сути вопроса и объяснил, что дети названы достоянием, чтобы подчеркнуть заботу государства о приумножении народа, о демографии и поддержке многодетных семей. И это ни в коем случае не предполагает, что государство имеет большие, чем родители, права на детей, в отличие от ювенальной юстиции многих западных стран. — У нас отдаётся приоритет семейному воспитанию, и это также будет прописано в Конституции. Никто, кроме семьи — ни опека, ни другие госорганы — не вправе диктовать родителям, как воспитывать детей. Лишь сироты, оставшиеся без родителей, специально выделены в отдельный пункт. Поскольку только в отношении них государство замещает родителей, но не в отношении детей с живыми родителями. Таким образом, с принятием поправок к Конституции должно уйти в прошлое так называемое «социальное сиротство», когда детей забирали в детдом при живых родителях. У нас в Конституции появляется адресная социальная помощь как инструмент улучшения ситуации с теми же доходами для малообеспеченных или проблемных семей. Она может быть материальной, психологической — какой угодно».
Под конец ответа сенатор разволновался и закончил его такими словами, что никогда в России не будет создана такая ювенальная система, которая станет параллельной структурой власти, диктующей родителям критерии воспитания детей и карающей при несоблюдении чуждых российским семьям стандартов.
Своей земли вершка не отдадим. И людей тоже
Отдельного разговора удостоились и поправки о запрете не только на отчуждение территории России, но и на переговоры по таким вопросам. Причём сам Клишас отметил, что для него важность этой поправки стала ясна не сразу, а лишь после общения с людьми.
«Конечно, эта поправка резонансная. Её уверенно и ярко сформулировал Машков на заседании рабочей группы. После этого очень много людей стали поддерживать и писать: «Да, закрепите это положение». Для меня как для юриста это было сюрпризом: а почему? Это же просто юридический нюанс, — объяснил он своё первоначальное недоумение в связи с особым вниманием общества к этой поправке. — А потом мне стало понятно: возможный пересмотр достижений последних 20 лет — вот что беспокоит людей. На Украине только вчера обсуждали, что они собираются вернуть Крым. Но когда говоришь с людьми, понимаешь простую вещь: люди говорят не о километрах, не о кусочке на карте, люди говорят о себе. Они говорят: «Государство не имеет права вести переговоры о том, чтобы нас кому-то отдавать». Об этом поправка».
И добавил, что именно такой логики граждане России придерживаются и при обсуждении поправок по социальным вопросам: индексации, гарантий размера зарплаты и т. д. Просто люди хотят на уровне Основного закона закрепить положение об уже положенных социальных гарантиях, чтобы никакое правительство через 10 или 20, а то и большее количество лет не смогло изменить ситуацию к худшему.
«И на Курилах, и в Калининграде у нас есть определённые намёки на то, что можно и эти результаты пересмотреть, есть попытки пересмотреть результаты Второй мировой войны по более широкому спектру вопросов. Начинается с идеологии, а закончиться может чем угодно, — вернулся он к теме в заключение ещё раз. — Это не про километры. Это про людей, это про их интересы, про их будущее, про их планы. Они хотят получить от государства гарантию того, что никто от них не откажется в угоду какой-нибудь теме санкций или заключения какого-либо соглашения».