Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"
Родители школьников в Москве устали от чудачеств Департамента образования.
Автор:
Мельников Михаил
Странные вещи творятся в московском школьном образовании! Сначала Департамент образования объявил о свободном посещении школ, потом, почти сразу – о карантине и досрочных каникулах с 16 марта, но тут же «взял ход назад»: глава департамента Исаак Калина выпустил пояснение, что карантин – только для школ при посольствах, для простых смертных – дистанционное, домашнее обучение. Слово «смертных» тут, кстати, уместнее, чем обычно.
Обычным школьникам предложили карантин только с 21 марта – видимо, чтобы за неделю проверить вирулентность нового штамма. По странному совпадению именно в это время обычно начинаются весенние каникулы. Но и в это время разрешено делать для младшеклассников «малые дежурные группы» количеством не более 12 человек.
Проверка началась успешно – уже в понедельник 16 марта на карантин была переведена школа №1284, где заразился один из учеников. И это, без сомнений, только начало. Но Департамент образования действует по принципу «шаг вперёд – два назад». Почему-то очень не желая останавливать то, что тут называют «учебным процессом».
Имитация СанПиНа
Дистанционное обучение в младшей и средней школе практически заведомо неэффективно. Те дети, которым действительно интересно учиться (или несчастные ребята, снабжённые чрезмерно амбициозными родителями), свои знания получат, но явное большинство спустит эту имитацию занятий на тормозах. Родители – на работе, пусть даже на домашней (всё равно настоящая работа требует времени и концентрации), учитель – где-то по ту сторону электронного дневника или в лучшем случае видеотрансляции.
Более того, такое обучение ведётся посредством компьютера, а значит – внезапно – оно попросту незаконно.
Ибо существует СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 (редакция довольно свежая, 2016 года). Он, в частности, гласит:
«Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, на уроке не должна превышать:
-
для обучающихся в I–IV классах – 15 мин.;
-
для обучающихся в V–VII классах – 20 мин.;
-
для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин.;
-
для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин., на втором – 20 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I–IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V–VIII классах – 2 урока, для обучающихся в IX–XI классах – 3 урока».
Таким образом, в целях борьбы с эпидемией от родителей в жёсткой форме требуют нарушения санитарных норм в отношении детей. Парадоксально, не правда ли?
Да, все мы знаем, что этот СанПиН не имеет никакого отношения к реальности, что требования и к нагрузке на взрослых (обязательные перерывы, «физкультминутки») не соблюдаются ни в одной организации, включая утвердивший этот документ Минздрав. Но давайте уже определимся – либо не будем тратить ресурсы высокооплачиваемых людей на эти документы, либо постараемся хотя бы формально соблюдать в них написанное.
Имитация учёбы
Современная школа в России, к сожалению, вообще во многом построена на имитации: учителя имитируют работу, дети – обучение. В лучшем случае идёт дрессировка к ОГЭ и ЕГЭ – примерно как на собачьих площадках натаскивают псов к выставкам. Бесконечные реформы и огромная «бумажная» (или «электронная», что одно и то же) нагрузка на учителей удачно сочетается с их травлей по любому подходящему или неподходящему случаю.
Удивительно ли, что средний проходной балл по ЕГЭ в педвузы стабильно ниже 70 – везде, кроме Москвы, где у педагогов действительно достойные зарплаты, соответственно и спрос на профессию вырос. Но серьёзных доказательств того, что и обучение в Москве за пределами нескольких элитных школ лучше, пока не видно; личный опыт автора этих строк (общение с учителями сыновей) этого, мягко говоря, не подтверждает. В 2014 году средний балл в педвузах равнялся, стыдно сказать, 62 – эти люди получили дипломы в 2019-м и являются сейчас перспективными молодыми учителями с набором знаний советского пятиклассника. В 2009 году поступали и вовсе с 59,2 – сейчас это уже почти опытные учителя, которые делятся с новым поколением азами профессии.
Из места обучения школа на глазах превращается в камеру хранения детей и подростков. Усилия тысяч энтузиастов тонут в саботаже миллиона равнодушных участников педагогической системы.
Нужен полноценный карантин
В этих условиях дистанционное обучение будет, к сожалению, совсем уж профанацией, к тому же, если верить Минздраву и санитарным властям, вредной для здоровья.
Никакого серьёзного ущерба для процесса обучения не было бы, если бы все классы, кроме выпускных – девятого и одиннадцатого, – перевели уже сейчас на досрочные летние каникулы с последующим началом занятий с 1 августа вместо 1 сентября: разумеется, с предоставлением программы для самостоятельного обучения в эти месяцы, но и с пониманием того, что большинство детей освоят эту программу, скажем так, не в совершенстве.
Конечно, встаёт вопрос, кто будет контролировать этих детей, но в случае Москвы – города, почти ничего у станка не производящего, – многих родителей переводят на удалённый режим работы, то есть острой социальной проблемы здесь не ожидается. И всё же – тут согласимся с мэром – группы пребывания нужны, просто делать их учебными большого смысла нет.
Эпидемия – это всегда неудобно, идеальных решений здесь просто не существует. В это время действительно приходится нарушать законы (или спешно принимать новые, что почти одно и то же) ради безопасности людей. Приходится поступаться какими-то удобствами, менять планы, иногда и с материальными издержками. Россия в целом не идёт на такие жёсткие карантинные меры, как западные страны, но не потому ли, что вслед за масштабными карантинными мерами должны последовать отсрочки по налогам и кредитам, никак не соответствующие нашим фискальным обычаям и банковским нравам? Видимо, в этом же контексте не принимается радикальное решение и по школам: нет желания нести ответственность за возможное снижение итоговых оценок.
Судя по тому, что известно о коронавирусе, дети действительно очень легко переносят болезнь, но, возможно (достоверные данные за несколько лет по понятным причинам ещё не собраны), после этого их лёгкие всё равно остаются более уязвимыми, чем до заболевания. А детей, осмелимся напомнить, у нас банально мало. Поэтому сейчас, в ситуации с совершенно непонятными прогнозами, лишними не будут никакие ограничения.
Исключение одно: выпускные классы, понятно, должны продолжать дистанционное обучение, по возможности соблюдая хотя бы части СанПиНа. Если подросток и в свете важного экзамена не способен сосредоточиться на учёбе, ему вряд ли сильно нужны аттестат и тем более высшее образование.
Не факт, конечно, что в июне удастся провести массовый ЕГЭ, но на этот случай есть старое доброе решение – индивидуальные экзамены, как это делалось много лет и давало куда лучшие результаты.
И – это просьба уже к федеральным властям – сделайте что-нибудь с телепрограммой на это время. Министр финансов говорит, что бюджет в порядке, так купите нормальные образовательные и научно-популярные программы, а всякие «Беременна в 16» крутите собственным внучкам хоть круглые сутки. О карантине для них вы точно позаботились в особом порядке.