Фото: Александр Авилов / АГН "Москва"
Из опубликованной ещё в самом начале ХХ века геополитической теории британца Маккиндера известно о том, что все государства мира подразделяются на два типа цивилизаций – "морскую" (живущую международной торговлей и колониями) и "континентальную" (развивающуюся за счёт освоения присоединяемых земель), а также их промежуточные формы.
Автор:
Хомяков Владимир
Центром «морской» цивилизации при этом называлась Англия, а «континентальной» – Россия, сокрушение которой и недопущение её союза с Германией определялись как главные стратегические цели британской геополитики. При всей кажущейся упрощённости данной теории трудно не признать, что именно она лучше всего объясняет логику ряда исторических процессов как новейшей эпохи, так и весьма отдалённых эпох.
Пожалуй, наиболее известным историческим примером столкновения двух типов империй в борьбе за доминирование стали Пунические войны (264–146 гг. до н.э.). С одной стороны – классическая «морская» торговая империя Карфагена, контролирующая средиземноморскую «мировую торговлю», обладающая лучшим флотом и имеющая возможность нанимать в помощь своим войскам неограниченное число разнообразных наёмников. С другой стороны – набирающая силы «континентальная» империя Рима – опирающаяся на внутренние резервы и собранные из граждан и «союзников» сухопутные войска.
Это была поистине битва за будущее Европы, в которой судьба Рима после нескольких тяжких поражений, нанесённых ему гениальным Ганнибалом, не раз висела на волоске. Спасло его культивируемое в этой империи высочайшее чувство гражданского долга, побуждающее римских сенаторов (фактически – «олигархов») отдавать всё своё состояние в «фонд обороны», а 14-летних римских мальчишек записываться в легионы. Рим победил в конце концов в этой борьбе не потому, что был сильнее или богаче, а потому, что оказался сильнее духовно. И именно его имперские принципы были впоследствии взяты за основу при создании всех европейских «континентальных» империй, начиная с «варварской» империи Карла Великого.
На многие века именно Римская империя и созданный ею Римский мир (Pax Romana) определяли лицо Европы и всего Средиземноморского бассейна. В этой империи при том, что римляне в завоёванных землях обеспечивали своё военное присутствие и соблюдение римских законов, сохранялось потрясающее воображение культурное разнообразие и, по сути, культурная автономия отдельных народов. Культура этих народов, подчас гораздо более древняя, чем римская (например, египтян с их трёхтысячелетней «доримской» культурной традицией или жителей Междуречья, где преобладало иранское влияние), отнюдь не подавлялась, как и их религия. Да, римляне внедряли в завоёванных землях свою цивилизацию, заставляя строить необходимые для торговли и обороны дороги, а также водопроводы-акведуки (трёхмиллионный Рим времён империи по обеспечению водой на душу населения превосходил Европу начала ХХ века!). При этом в местное самоуправление, обычаи и религию римляне не вмешивались. Напротив, храмы «чужих» богов охотно строили в Риме, а храмы своих – в новых провинциях.
И всё бы хорошо, да погубила Римскую империю в конце концов та самая обретённая ею роль «лидера однополярного мира». Серьёзных врагов не осталось. Богатство и уровень цивилизованности для своего времени были просто фантастическими. Но при этом духовно-нравственное разложение римлян, забвение ими гражданского долга, их запредельная «толерантность» к чужим обычаям, богам и разнообразным порокам, попытка создать «гражданскую нацию» через предоставление гражданства всем подданным империи неуклонно уничтожали «внутреннюю крепость» Рима, позволившую ему победить в Пунических войнах. Гражданские войны и эпоха сменявших друг друга «солдатских императоров» подрывали в общественном сознании легитимность любой власти. Границы же империи были столь обширны, что некоторые владения приходилось просто оставлять, а для защиты других нанимать иноплеменных «варваров». Которые, почувствовав свою силу, в конце концов и прикончили Западную Римскую империю, уничтожив блестящую античную цивилизацию и на четыре столетия погрузив Европу в «тёмные века» дикости и междоусобиц.
Устояла лишь Восточная Римская империя, оперевшись на духовную мощь Православия и «симфонию властей». Что при всех её пороках и внутренних разборках позволило Византии не только продержаться ещё почти тысячу лет, но и на многие века оставаться главным культурным, экономическим и религиозно-богословским центром Европы. Уникальными были и построенные в этой империи межнациональные отношения: не только среди знати, но и в числе императоров были славяне, греки, армяне, иллирийцы и Бог весть кто ещё. Однако при этом все гордо называли себя «ромеями», то есть – «римлянами».
В наши дни некоторые склонны считать это слово аналогичным предлагаемому апологетами создания в России «гражданской нации» термину «россияне». Но это не так. «Россиянин» – это гражданин России: то же, что для Византии звучало бы как «византиец». «Ромей» же означало осознание гражданами своего единства именно с «государствообразующими» римлянами, а значит, как аналогия, наиболее близка понятию «русские»!
Что же касается нашей Родины, то при строительстве своей полноценной имперской государственности она в качестве образца брала именно Византию, хотя многое было воспринято и от другой великой евразийской государственности – империи Чингисхана, значительные территории которой после многовековой борьбы стали частью русского имперского государства.
Впрочем, факты включения в русский «суперэтнос» иных этнических групп происходили и гораздо раньше. Ещё на этапе возникновения единого русского народа в него, помимо славянского большинства, включался также балтский, угро-финский и отчасти тюркский элемент (вспомним растворившиеся в Киевском княжестве кочевые племена торков, берендеев и чёрных клобуков). Имперскую государственность едва не создал на Руси Андрей Боголюбский, который, будучи половцем по матери, имел все шансы объединить в единое целое Русь и половецкую Степь. Чтобы не допустить этого, вероятно, и было организовано его убийство. Наконец, вспомним переход в княжество Московское многих тысяч татар, не желавших подчиниться вводившему силой Ислам в Золотой орде хану Узбеку – именно эти умелые воины, крестившись и осев на Руси, дали начало множеству «служилых» дворянских родов с «татарскими» фамилиями.
Фактически «имперским» государственное устройство стало уже при князе Василии Тёмном, когда на московскую службу пришёл с отрядом знатный мурза Касим, получивший титул «царевича» и Городец Мещерский (переименованный в Касимов) в качестве своей автономной территории, где он набирал своё войско, издавал законы и чеканил монету. При том, что полусуверенное «Касимовское царство» оставалось неотъемлемой частью русской империи.
Однако окончательно русская имперская государственность сложилась в 16 веке, на завершающем этапе создания полноценного централизованного государства – в царствование Ивана Грозного. Разумеется, складывалась эта империя не только через добровольное присоединение к ней племён и народов, но и через завоевание – как, впрочем, и все другие империи, без единого исключения. Однако в нашем случае речь шла либо о возвращении отторгнутых ранее соседями южнорусских и западнорусских земель, либо о ликвидации откровенно враждебных очагов разбоя и работорговли по границам, либо о борьбе за выход к морям.
Подобно римлянам-ромеям, русские не подавляли чужую культурную самобытность, а интегрировали её в общеимперскую культуру. Не запрещали местные обычаи (исключая, быть может, противоречащие имперским законам, как «набеговая экономика» и торговля захваченными пленными), а старались максимально корректно встроить их в общеимперское правовое поле. Достаточно сказать, что на территории Российской империи действовало сразу несколько «местных» законодательств. Так в бывших прибалтийских землях действовали статуты Ливонского ордена, у армян – судебник Мхитара Гоша, литовцы долго использовали статуты Великого княжества Литовского, мусульманам никто не мешал жить по «законам шариата», а на Кавказе вовсю судили по ещё доисламским неписаным местным обычаям – адатам.
Что касается общеимперской управленческой, военной и творческой элиты, то она изначально создавалась не по этническому принципу, а исходя из «профпригодности», включая наряду с русскими (великороссами, малороссами и белорусами) лучших людей как из «обрусевших» и крещёных инородцев, так и из сохранивших свою этническую идентичность, но при этом верно служащих империи. При этом вряд ли у кого повернётся язык назвать грузина Багратиона «нерусским генералом», еврея Левитана «нерусским художником», а датчанина Даля – «нерусским лингвистом».
Так или иначе, но Россия как минимум с VI века формировалась именно как империя, причём империя ПРАВОСЛАВНАЯ по духу и целям. Именно в этом первопричина всех её отличий и от «полуконтинентальных» империй Европы, и тем более от империй чисто «морских», наиболее яркими представителями которых являются Великобритания и отпочковавшиеся от неё США.
Кстати, если Россия – «третий Рим», то именно Британская империя, также окончательно оформившаяся в 16 веке в царствование Елизаветы I, стала по сути своей реинкарнацией разгромленной Римом «морской» империи Карфагена. Ибо и она тоже строилась на морской торговле, банальном пиратстве и грабеже захваченных колоний. И именно поэтому с тех самых пор Великобритания всегда и во все времена была смертельным врагом «континентальной» России – даже в тех случаях, когда, в силу обстоятельств, воевала с нею на одной стороне. Причём враждебность эта, унаследованная затем и её модернизированным клоном – США, сохранялась вне зависимости от того, какая идеология и форма правления были в России – будь она Российской Империей, СССР или Российской Федерацией. Так что прав был старина Маккиндер…
«Россия не собирается создавать империю» – в одном из своих выступлений сказал президент Владимир Путин. А ведь и правда – что её создавать, коль скоро и исторически, и по сути, и по духу своему Россия и так – империя?! Осталось только признать честно этот факт и перейти к нормальному имперскому строительству.