Перенесение «Тихого Дона» на экран: когда, кем и как
Еще до появления заключительной части «Тихого Дона» Шолохова, у режиссеров стали возникать замыслы экранизации эпопеи. Попыток было несколько – с разной степенью художественной достоверности и успешности. Наш обзор начнем с наиболее удачного примера, а закончим потерпевшим фиаско.
Шедевр Герасимова
Сергей Герасимов взялся снять фильм, приблизив его к книжному оригиналу. Хотя отразить все детали романа даже в трехсерийной версии было практически невозможно. Тем не менее зрителя данная постановка устроила – лента по итогам 1958 года стала лидером кинопроката. А в целом вполне может претендовать на любое место списка «100 лучших фильмов всех времен».
Черно-бело-немой
С публикацией первых томов «Тихого Дона» режиссерский тандем Преображенская/Правов приступил к работе над одноименным фильмом. На роли Григория и Аксиньи были выбраны Андрей Абрикосов и Эмма Цесарская. Премьера немого варианта картины состоялся в 1931 году, а через два года ее озвучили.
Современная версия
В 2015 году на телеэкраны вышел очередной «Тихий Дон», на этот раз от режиссера Сергея Урсуляка и в виде сериала. Эта экранизация была приурочена к 110-летию Шолохова, и, в общем, удалась. Однако все равно, соперничества с герасимовской киноклассикой не выдержала.
Последний фильм Бондарчука
По требованию зарубежных продюсеров в фильме наряду с русскоязычными актерами снялись иностранцы. Сергей Бондарчук так и не увидел выход фильма – итальянцы объявили о банкротстве проекта. Только благодаря усилиям вдовы режиссера – Ирины Скобцевой и их сына Федора – работу донесли до экрана.
Небольшие пояснения к предыдущей части
Бондарчук в 70-х решил поставить новый фильм по роману Шолохова, но по просьбе Герасимова оставил эту идею. Только после смерти своего коллеги он взялся за задуманное, но то было не самое благоприятное время для кинематографа. Мэтру согласились помочь деньгами из-за границы…
Чем отличается экранизация XXI века от книжного оригинала
Сергей Урсуляк решил снять многосерийный телефильм, убрав почти начисто политическую составляющую книжного оригинала. В итоге получилась добротная, но идеологически выхолощенная историческая мелодрама.
Заключение
Не всегда великий роман превращается в грандиозное кино. Даже если за дело берется такой авторитетный мастер как Сергей Бондарчук.
Еще важно «угадать» с актерами для съемок. Например, Герасимов угадал. Особенно поклонникам полюбилась казачка Аксинья в исполнении Элины Быстрицкой.