Как

16 мая 1985 года Президиум Верховного Совета СССР выдал Указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения» в соответствии с которым были санкционированы административные и уголовные наказания.  Эти наказания принялись в случае нарушения новых правил. Предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, мест и времени продажи.

Этот Указ представляет собой третью попытку победить пьянство на территории Советского Союза после антиалкогольных кампаний, прошедших в 1958 и 1972 годах. В начале 1980-х в СССР потребление алкогольных напитков достигло рекордного уровня. Тогда руководство страны считало, что причина повальной алкоголизации населения связана с упадком морально-нравственных ценностей в обществе и снижением темпов производства.

Карательные меры за нарушение новых правил обсуждались во время заседания Политбюро, которое состоялось 6 апреля 1985 года. Тогда было предложено закрыть производство «бормотухи», сократить производство водки, а штраф за производство самогона повысить в 10 раз.

Как

Было предложено закрыть подсобные рестораны для начальства в райкомах и обкомах. Запрещалось проведение банкетов, а нарушители подлежали увольнению, вне зависимости от ранга. Появление в нетрезвом виде в общественных местах подростков в возрасте до 16 лет влекло наложение крупного штрафа на родителей. Также было принято решение сократить площадь выращивания винограда винных сортов.

Как реализовывалась антиалкогольная кампания

Антиалкогольные меры выполнялись по-разному. Все зависело от местного руководства.  Например, в Москве были закрыты магазины, которые торговали спиртным. Другим пунктам ограничили время, когда можно отпускать ликеро-водочную продукцию (с 14 до 16 или с 14 до 19).

Сам Горбачев считал кампанию ошибкой, в особенности перехлесты с закрытием магазинов. Это все привело к образованию огромных очередей, росту самогоноварения и нехватки сахара в магазинах. Вместе с тем, во время антиалкогольной кампании в стране снизилась смертность и увеличилась рождаемость, а продолжительность жизни достигла 70 лет. Число прогулов снизилось на 35%, а уровень преступности упал на 25%. Производственный травматизм снизился на 20%.

Итог антиалкогольной кампании

Несмотря на все плюсы антиалкогольной кампании, после того, как отношения Москвы с Венгрией, Румынией и Болгарией, производившими вино для экспорта в СССР, усложнились, было принято прекратить пропаганду трезвости. С 1988 года продажи алкоголя снова возросли.

Как

Многие специалисты считают, что антиалкогольная компания была эффективной, так за ее проведение снизилась смертность от пневмонии, которая считалась болезнью алкоголиков. Также закон совпал с действием мер по поддержке рождаемости, введенных ранее. Как итог, в 1987 году было зафиксировано повышение рождаемости до уровня 2,2 ребенка на женщину.

Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/41.0.2228.0 Safari/537.36 [ 2a00:1178:1:66:4::1 ]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *