Российское ТВ надо посадить на карантин из-за духовного коронавируса

Фото: Игорь Иванко / АГН "Москва"

Что будут смотреть школьники, оставленные дома из-за коронавируса? Тот же коронавирус. Только разъедающий не лёгкие, а мозги и душу.

Автор:
Цыганов Александр

Один юморист постоянно срывал понимающие аплодисменты публики, говоря об относительности времени на протяжении человеческой жизни. Мол, как в детстве было? Целое утро перед школой! Потом – целый день в школе. Потом целый день после школы. Потом – целый вечер! А сейчас? Встал, лёг – с добрым утром! Встал, лёг – с Новым годом!..

И, в общем, верно. Отчего и аплодировали. Но вот если представить, что эпоха под названием «Целый день в школе» заменяется эпохой «Целый день дома»…

Между тем к этому всё и идёт. Да, похоже, уже началось. Из-за эпидемии коронавируса школьникам уже объявляется свободное посещение, а в ближайшее время надо ожидать вообще неурочных каникул. И чем дети будут свою домашнюю «эпоху» заполнять, когда родители всё же будут ходить на работу?

Четыре танкиста и капитан Тенкеш

Проблема, впрочем, не нова. Победоносный гуманизм советской эпохи распорядился так, что школьников регулярно отправляли на каникулы. Особенно долгими были зимние – десять дней. На взрослых слабость советской власти к детям не распространялась, так что они, кроме учителей, отправлялись на работу уже 2 января. И что бы ни лепетали либералы про жестокую диктатуру Путина, на такое зверство он всё же не решился.

В общем, дети фактически декаду оставались одни дома.

И это когда в школу надо вставать, сон кажется липким, а ты – мухой, которая не может оторвать от этой липкости хотя бы лапку. А в каникулы, едва хлюпнет замок за ушедшей на работу мамой, постель превращается в катапульту, случайно перелетевшую из Звёздного городка в твою квартиру. Но сколько бы чего интересного ни предстояло сотворить – а в этом состоянии ребёнок не многим безопаснее солдата, – около десяти утра наступало время священное. По телевизору начинали показывать фильмы, специально приготовленные для успокоения изготовившихся к свободе представителей привилегированного советского класса.

Зимними каникулами обычно показывали «Четыре танкиста и собака». Сериал про польских «панцерников», которые в аполитичной по нынешним временам дружбе с советскими солдатами где хитростью, где напуском гнали поганых фашистов в их логово. Хороший фильм – и интересный, захватывающий даже по третьему просмотру, и хорошо игранный артистами. Включая собаку. Которая одна не взяла Берлин только потому, что хозяин сам хотел туда ворваться на своём танке, названном «Рыжий» в честь любимой девушки Маруси.

Незаметный урок толерантности, кстати: в школах «рыжим» всё больше обзывались. Прилагая почему-то к оному прилагательному прилагательное «бесстыжий».

А ещё был сериал про капитана Тенкеша. Который где-то в горах Трансильвании во главе банды то ли башибузуков, то ли гайдамаков – неважно, впрочем, — налагал беспощадную справедливость на власть имущих. Но тот фильм был послабее. Во-первых, в нём били не фашистов. Во-вторых, этот самый капитан Тенкеш постоянно путался среди роковых красавиц и вместо окончательного наведения беспощадности терял время на тётек. У польских танкистов было всё как-то последовательнее: один любил пожрать, другой – гармошку, третий – девушку Марусю, а девушка Маруся не мешала бить фашистов, прикидываясь роковой красоткой. Хотя миловидна была, да. Ну, и собаку, конечно, любили все. Кроме фашистов. Но те против пса Шарика всё равно были бессильны.
Хорошо ли? А почему нет? И развлечение, и отвлечение, и как бы между делом – воспитание. Венграм с капитаном Тенкешем не очень повезло, а вот к полякам то поколение до сих пор относится с симпатией, какие бы закидоны они сегодня ни устраивали.

Что будут смотреть дети?

Так что недаром наш президент публично озаботился содержимым телевизионных программ на то время, пока школьники будут оставаться дома. Дистанционное обучение – это, конечно, роскошная идея. Для фантастического романа. На деле, понятно, тот же телевизор будет куда более привлекательным предметом, нежели алгебра или физика.

Но что же он может показать детям в дни этих вынужденных каникул? Это несложно установить. Достаточно всего лишь полистать те тридцать – не четыре, как в те годы! – каналов в «цифровом» списке. Для вящей полноты выбора, хотя корректнее было бы взять только 15 федеральных каналов.

Итак (просто номерами, чтобы никого случайно не обидеть), первый. Тут в «детское» время «живут здорово». Без комментариев. Второй… Ой, тоже о здоровье! Совпадение, видимо… Третий показывает хоккей. Чемпионат мира… 2016 года! Больше эфир заполнить, похоже, нечем. Четвёртый – ну, тут, как обычно, убивают. На сей раз, правда, хорошие плохих, а не наоборот, как будет вечером. Вот только проблема в том, что польские танкисты даже фашистов не убивали с такой утомительной изобретательностью, как наши «морские дьяволы» всяких бесконечных гадов. Пятый – здесь добрый полицейский и добрый, но коррумпированный гаишник тоже кого-то постоянно мочат. Только реалистично, с элементами обыденности и под управлением женщины в роли начальника отделения полиции. Отсюда, кстати, и пошло, что ныне едва ли не в кажддом сериале про ментов полиция буквально наводнена дамами-начальницами. Прямо сексизм какой-то…

На шестом рассказывают «о ярких событиях в культурной, научной и духовной сферах общества». Ну, хоть что-то. Хотя прямо скажем, столько выпить, чтобы побудить воображение нарисовать картинку открывшего рот на события культурной жизни сорванца перед телевизором… Нет, нам ещё с коронавирусом бороться, печёнку лучше поберечь.

Седьмой не берём – сплошняком новости. Зато восьмой – как раз детский. Показывает цветные пятна, нарисованные компьютером и говорящие противными голосами, называя это мультфильмом. Уже описание заставляет отказаться от другого порока – курения: «Четыре кубических инопланетянина летят с кубической планеты, чтобы исследовать другие миры. Неожиданно их корабль затягивает в «черную дыру», а потом из «дыры» выбрасывает в нашу Солнечную систему. Корабль сталкивается с МКС и падает на Землю, на дачный участок учёной бабушки Венеры Ивановны и её внучки Леры…». Не то что на сигареты в дрожащих пальцах подсядет ребёнок после такого, а и на тяжёлые психотропные вещества, не дай Бог…

Девятый – опять преступления и преступники, но против них некий хитровымудренный прокурор. Юридические колледжи на свободное посещение отпустили? Десятый показывает старый, старше дедушек нынешних школьников, детектив. Одиннадцатый как всегда: если не инопланетяне залезли в египетские пирамиды, то хотя бы «факты представляются в самых неожиданных ракурсах». Двенадцатый сам по себе не очень для детей, но хотя бы порядочный фильм из прежних времён крутит.

А вот тринадцатый – адресно для детей! Наконец-то! Хоть один! Правда, фильм американский, и в нём идёт речь об антиутопическом Чикаго будущего. Как обычно в американских представлениях о будущем, там царит такой нажористый тоталитаризм, где ради поддержания незыблемого бесконфликтного порядка «каждый человек по достижении 16 лет должен определить, к чему лежит его душа, и в зависимости от своих личностных качеств присоединиться к одной из пяти фракций». Четырнадцатый: судебное шоу с семейными проблемами. Пятнадцатый – шедевр уже в одном слове и трёх цифрах: «Слепая», 824-я серия.

Ну, наверное, всё же хватит. Все тридцать каналов обозреть таким же образом утомительно. Для детей там всё равно нет ничего. Ну, разве что на 19-м в самое это время «Дом-2. Остров любви. 1307-я серия», плавно переходящий в «Бородина против Бузовой. 394-я серия»…

Нули с минусами – подсчёт объективный

То есть познавательных для детей передач – ноль. Развлекательных – ноль. Воспитательных – минус одиннадцать. Из пятнадцати.

И что остаётся бедному школьнику при таком наборе программ? За компьютер – и игрушку? Или, если в доме есть интернет, уйти в Сеть? Где в зависимости от возраста смотреть мультики или, если родители не поставили «родительского контроля», пытливо интересоваться, зачем дядьки тратят время на тётек…

И это мы ещё не берём вечерний эфир с его бесстыжими ток-шоу, детективами про бандитов и бандитизмом детективов, с сериалами про бедных девушек, которые ходили в булочную, когда с ними занимались сексом, и теперь с ребёнком домогаются справедливости от давно забывших их мажоров!

Нет, какой спор – четыре танкиста и пёс Шарик тоже не вершины интеллектуального воспитания детей. Но они развлекали, воспитывая. И главное дело-то всё в том, что когда-то всего на четырёх каналах существовали ещё и познавательные программы, и достаточно интересные. Существовали тоже не Бог весть какие мультики – но для них хотя бы писались людьми хорошие воспитательные сценарии. И люди рисовали понятные образы, а не компьютеры – цветные пятна. Мультиков было до обидного, прямо преступно мало в сравнении с нынешними временами – но их можно было смотреть хотя бы без аэрофлотовского пакетика возле подбородка. И разборки были между капитаном Тенкешем и плохими дядьками, а не между двумя плохими тётьками…

Можно ли что-то поделать с нашим телевизором, кроме того как объявить Останкино и иже с ним зоной карантина от коронавируса интеллектуального и духовного вырождения? Оно вообще управляемо, наше телевидение? Живущее, кстати, на наши налоги, так как умудряется куда-то профурлить бешеные доходы от тоже взбесившейся рекламы? Ну хотя бы ради наших детей – управляемо?

На эти вопросы Царьград попросил ответить ряд экспертов из разных сфер деятельности.

Прежде всего – легендарный профессионал, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев:

Это миф насчёт того, что люди перестали смотреть телевизор. Сейчас 49 процентов населения смотрит телевизор в прямом эфире и 39 процентов смотрит в интернете, но смотрит телевизионные программы. Так что пугаться пока рано.

Но надо, конечно, смотреть в будущее. И в этом смысле телевидение мне представляется ядром, вокруг которого выстраивается пул или сообщество разных интернет-ресурсов. Во-первых, Первый канал решил начиная с этого года, если ничто не помешает, делать три версии телефильмов. Одну для телевизионного просмотра, в основном, для старшего поколения. Вторую версию для людей 18 плюс. И третью для людей 14 или 12 плюс. То есть они будут делать три версии для разных возрастов, и одна из них будет выходить на телевидении, две другие только в интернете.

Сегодня все телеканалы, включая и многие региональные, вещают только в интернете и пользуются успехом, потому что новости никто не отменял как жанр, и у новостей очень большая аудитория, в том числе и местная. Но и они приспосабливаются, конечно, к новым форматам. Хочу сказать, что телевидение не умирает и не собирается умирать. Но оно очень серьёзно меняется, это нормально, естественно, и школьники, и дети, и подростки, и вообще молодёжь получают свой контент, который им интересен.

Конечно, есть программы в интернете, которые за гранью добра и зла. Но с ними борется и Роскомнадзор, и вообще телевидение тоже своим качественным контентом добивается того, чтобы всё-таки предпочитали его.

Царьград: Как раз к вопросу о качестве контента и не только контента. Последнее время больше разговоров о том, что качество контента в телевизоре падает, поскольку туда берут не профессионалов, а своих людей. Много программ с непрофессиональными ведущими, которые либо блогеры, либо выходцы из КВН, у которых не всегда хорошая дикция. То есть берут людей хайповых ради рейтингов, но за счёт этого падает качество. Что с этим делать? Вы согласны с мнением, что есть это на телевидении?

Э.С.: Конечно, это бывает. Но дело в том, что есть такое понятие как рейтинг, его никто не отменял. Телевидение борется за высокий рейтинг. Если высокий рейтинг дают программы Малахова или программы Даны Борисовой, других звёзд, значит, это нужно людям, значит, люди с удовольствием это смотрят и платят за это через рекламу деньги в конечном счёте.

Есть, конечно, такие звёзды, которые недавно возникли и которые с сомнительной дикцией или вообще с низкой грамотностью. Всё-таки они не удерживаются на телевидении.

А, например, есть Пивоваров, есть Парфёнов, есть Дудь. Прекрасно существуют в Ютьюбе и собирают там миллионы просмотров. И хорошо, что они есть. Это даёт другую точку зрения на события в стране и на происходящие процессы. И эта точка зрения имеет право на существование.

Так что сегодня эфир в целом, если брать Ютьюб, и телевидение, и соцсети, очень разнообразный и сегментированный в плане аудитории».

Не менее легендарный актёр театра и кино, кинорежиссёр, продюсер, телеведущий Леонид Ярмольник:

«Всего хватает при желании. Главное, чтобы было желание. На телевидении хватает всего. Пусть смотрят канал «Культура». Я бы запретил половину программ на Первом канале. Там, где всё время проституток показывают в семь часов вечера. Я надеюсь, вы с юмором. А так всего достаточно».

А вот мнение человека из, так сказать, смежной сферы – председателя совета директоров «Союзмультфильма», экс-генерального директора холдинга «СТС Медиа» Юлианы Слащёвой:

«В любом творческом процессе, а телевидение, безусловно, таким является, чтобы вернуть и мотивировать людей, нужно давать им некоторую творческую свободу. Нужны креативные идеи, амбиции на то, чтобы что-то творческое и интересное создавать. Нужны амбиции на конкуренцию, потому что на телевизионном рынке она всегда была очень сильна. На мой взгляд, это всегда порождало большое количество хороших и качественных проектов.

Я не согласна глобально с тем, что на телевидение берут непрофессионалов. Во всяком случае, в мою бытность на телевидении такого точно не было. Меня там нет уже последние четыре года, но я во взаимодействии с телеканалами и с телевизионными профессионалами со своей стороны сейчас уже как создатель контента общаюсь с ними. Я не замечаю высокой степени непрофессионализма.

И точно есть большой интерес в новом, качественном контенте, есть интерес запускать и создавать что-то новое, в том числе для детской и молодёжной аудитории. Нас как раз эта тема очень волнует с той стороны, чтобы наш детский и молодёжный контент, который мы создаём на студии «Союзмультфильм» и на киностудии Горького, был востребован телевизионными каналами. Чтобы они хотели его брать. Потому что в нашей стране считается, что детский и молодёжный контент не монетизируется. И рекламодатели неохотно дают рекламу в такой контент. Но без этого этот контент не будет появляться, без того, чтобы телеканалы сами не хотели и не чувствовали потребность в такого рода контенте. Это, наверное, самая главная задача – чтобы все программы, проекты, фильмы, в том числе игровое и неигровое кино, документальные, научно-популярные фильмы, которые мы собираемся выпускать специально, для подростковой, например, и молодёжной аудитории, чтобы они были востребованы каналами. Чтобы у них было желание это показывать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *