Русские не боятся смерти, а тут коронавирус: Отец Андрей Ткачёв назвал способ пережить пандемию

Фото: Michal Krumphanzl / Globallookpress

В воскресной проповеди в Неделю Крестопоклонную в храме Святителя Василия Великого в Зайцеве известный православный пастырь и проповедник, ведущий телеканала "Царьград" протоиерей Андрей Ткачёв коснулся ряда очень важных социальных тем, в том числе – навязываемой обществу паники вокруг коронавируса.

Автор:
Ткачёв Протоиерей Андрей

От редакции: В Неделю Крестопоклонную, 22 марта 2020 года, по завершении Божественной Литургии в подмосковном храме Святителя Василия Великого в Зайцеве отец вышел на амвон в необычном виде: в богослужебном облачении и мощном респираторе, напоминающем противогаз. Чем вызвал живую реакцию верующих, после чего, в ответ на смех прихожан, батюшка, сняв респиратор, произнёс: «Чтоб вы так ржали над этими бесовскими гадостями всю жизнь! Эти гады нас замучили: все эти телевизоры, вся эта нечисть проклятая!»

Тем самым отец Андрей, со свойственным ему чувством юмора и умением иронизировать над навязываемой нам массовой паникой из-за коронавируса, наглядно показал, как правильно реагировать на сегодняшнее вирусобесие. По сути, батюшка использовал древний метод православных юродивых, порой доводивших до абсурда и мнимого безумия свою реакцию на ключевые проблемы и пороки общества и благодаря этому вскрывавших их куда глубже многих других проповедников. Далее публикуем текст этой проповеди протоиерея Андрея Ткачёва с небольшими сокращениями.

Семь слов Христа на Кресте

Поговорим не о том, что нас повеселило, а о том, что нас спасет: о Кресте Господнем. Наш Жизнодавец Иисус Христос сказал на Кресте семь слов. До 30 лет он не проповедовал, потому что нельзя слушать людей молодых: евреи прекрасно понимали, что пока ты ещё «зеленый», чему ты будешь меня учить. Если мне, например, 70, а тебе 20. Это наша современная блудная цивилизация привыкла ставить малолеток на великие посты. Но пока у тебя молочные зубки, сиди в углу и не чирикай.

А потому и Сам Христос по закону еврейскому до 30 лет никому ничего не проповедовал, а потом всего лишь три года проповедовал. Вот, например, я уже 27 лет проповедую, а Он только три года. Некоторые из нас, священников, уже 50-60 лет в сане, но не перевернули весь мир, многие вообще почти ничего не сделали. А у Христа, проповедовавшего всего три года, вместе были и Слово, и Дело: «встань!» – встал, «исцелись!» – исцелился. Ветру говорил, морям говорил, рыбам говорил, птицам говорил, земле говорил, хлебу говорил, и все Его слушались.

А потом замолчал. Когда Господь пошёл на Крест, он прекратил разговаривать. Как сказал Екклесиаст: «Есть время говорить и время молчать». Так оно и есть: бывает, что нужно рассказывать, а бывает, что уже не нужно ничего говорить: либо уже все всё поняли, либо уже никто ничего не поймёт. В какой-то момент нужно уметь замолчать. И вот Христос довольно долго висел на Кресте и сказал за это время всего семь слов, и я бы хотел, чтобы вы знали их наизусть. C XVIII века существует европейская музыкальная традиция писать оратории о семи словах Христа на Кресте.

Первое, что Он говорил – говорил Отцу Небесному: «Отче, прости им, они не знают, что творят». Эти слова знают все. Конечно, когда мы грешим, зачастую не понимаем, что делаем. И Он, безгрешный, висевший за нас на Кресте, молился о нас.

Потом он разговаривал с Мамой, Богородицей, и Своим любимым учеником апостолом Иоанном. Маме говорит: «Это сын Твой», а ему: «Это мама твоя». Потому что у Неё больше никого нет: только один Сын, и ни одной живой души родственников: Иосиф Обручник уже умер, а Сын висит Распятый. В этих словах много смысла: некоторые богословы говорят, что так, через Иоанна, нас всех Господь усыновил Матери Божией. Думаю, так и есть, но нужно быть немного похожим на самого Иоанна, чтобы быть усыновлёнными Божией Матерью. Или хотя бы прочитать Евангелие от Иоанна.
Если Бог добрый, почему мы так страдаем?

Затем Господь обратился к разбойникам. Разбойники оба до какого-то времени хулили Христа: и праведный, и неправедный. Говорили, если Ты Христос, сними и Себя, и нас. И это понятно: мы с вами только об этом и говорим Богу: Если Ты такой добрый, то почему мы так страдаем? Либо Ты недобрый, либо Ты слабый. Либо Ты не можешь меня спасти, либо не хочешь. Вот что говорит человеческое сердце, прелюбодейное и разбойничье, постоянно обвиняющее Бога в своих бедах: мне так плохо, а Ты где вообще?

Но один из разбойников, тот, что висел справа, вдруг прозрел, уверовал. Это великая вера, которую мы вспоминаем, говоря перед Причастием: «Яко разбойник исповедую Тя». То есть каждый раз причащаемся с памятью про этого святого разбойника, который, уверовав, говорит Христу очень важные, огненные слова: «Вспомни меня». Не «спаси», не «дай мне Рай», а просто «вспомни в Царствии Твоём».

Представьте: Христос был обезображен, унижен, осмеян, оплёван и изувечен. Разбойники не были такими избитыми, как Он. Казалось бы, какое у Него может быть Царство? И вдруг одному из разбойников стало понятно, что это – Господь. Большей веры нет, ведь хорошо верить, когда Господь по водам ходит, хлебы умножает и мёртвых воскрешает, а совсем другое – уверовать в Распятого, прибитого ко Кресту. И Господь отвечает разбойнику: «Сегодня будешь со Мною в Раю».

Это, конечно, всё про нас, потому что мы с вами разбойники. Либо те, что слева, либо те, что справа. И это наша надежда, поскольку таких больших дел, которыми мы можем спастись, у нас не будет. Мы слабые грешники, которых червяк съест, и нам только «через разбойника» спасаться, «разбойничьей верой», «разбойничьим покаянием».

Это три первых, больших слова Господа на Кресте. Потом пошли малые. Дальше Он говорит «жажду!», и стоит перед Ним сосуд с уксусом, воины берут губку, втыкают на трость, обмачивают и тычут Ему в лицо. Конечно, чтобы понять это, нужно самим попробовать не пить весь день и в момент сильнейшей жажды обмочить губы уксусом.

Следующие слова в Евангелии переданы в арамейском произношении: «Или, Или! лама савахфани». Невозможно произносить их нормальным голосом, в душе всё переворачивается: «Боже мой! Боже мой! Зачем Ты Меня оставил?» – это слова из 21-го псалма. Христос страдал по писанному в Священном Писании: в 21-м псалме написано всё про Распятие. Как будто перед ветхозаветным царём Давидом, автором псалмов, всё это происходило. За полтысячи лет до страданий Христа он описал их. И начинается этот псалом со слов, которые затем Господь произнёс.

То есть Господь всё на Себя взял, даже то, что ему иноприродно. Он не может быть вне Отца, но даже это почувствовал на Кресте. Это вообще самые кошмарные слова, которые вообще когда-либо были в мире. Внутри этих слов помещается вся трагедия человеческой жизни. Мы оторвались от Господа, и нам от этого плохо, ужасно плохо. И ничем не заменишь этого, сколько ни бегай в поисках замены, находя только всякую дешёвку.

Это было пятое слово Христа. Затем Он произнес «свершилось!», то есть всё. Всё, что нужно, Я уже сделал. И наконец, когда преклонил главу, сказал последние слова Отцу: «Отче, с миром прими Дух Мой», и отдал Душу в Его руки. А после этого сошел в ад заканчивать наше спасение.

Русский вообще не должен ничего бояться

Работа у Христа не закончилась, Он и сейчас работает, сидя одесную Отца, но если нужно, Он встанет. А потом придёт и будет всех нас судить. И где окажутся те, кто боится всякого чиха? Ведь никто ещё никого даже не бил за веру, только чихнул кто-то, и они все испугались. Как же мы дёшево стоим! Говорим «святые мученики, молите Бога о нас», и так испугались! Стыд и кошмар! Это не русское поведение. Русский вообще не должен ничего бояться, русский человек должен только Христу служить и умирать с улыбкой. Всё остальное – не наше занятие.

И когда вы будете подходить ко Кресту, выучите семь слов Господа. Потому каждое из них даёт человеку то, о чём ему думать и плакать. И так возле Креста можно стоять. Зайдя в храм, не беги к свечкам, не нужно сразу писать записки, это потом. Иди ко Кресту, встань возле Креста и вспомни семь слов, которые Господь сказал, когда умирал за нас. Многие были в Иерусалиме, а толку с того. А если не были ни разу, но всю жизнь знали Божие слово, был бы толк. На Голгофе был тот, кто любит Господа и знает и носит в сердце Его святые слова. Вот это – настоящий Иерусалим. И я зову вас в настоящий Иерусалим, в Божий Город.

Держитесь за Крест, и так спасёмся. А на все остальное – плевать. Мы должны быть смелые и весёлые, а плакать должны возле Креста Господня. Аминь и Богу слава!

поддерживаю 80%

не поддерживаю 20%

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *